Как не раскачать лодку?

Для сохранения равновесия необходим биполярный мир

Для тех, кто интересуется мировой повесткой и хочет больше узнать о причинах и последствиях происходящих в мире событий, в минувшую субботу в кафе «Среда» состоялась очередная лекция в рамках проекта Агентства современных коммуникаций «КонцептХаб».

Для сохранения равновесия необходим биполярный мир
Фото автора.

Подобный формат встреч в кафе за чашкой кофе весьма привлекателен для студенчества, граждански активной молодежи и позволяет просто, но ярко вести разговор о сложных вещах.

В этот раз состоялся разговор о Сирии и Турции, роли России на мировой политической арене и об отношениях со странами Ближнего Востока, экстремизме и терроризме. С лекцией на тему «Россия в глобальной политике: Ближний Восток» перед тюменской аудиторией выступил экс-сотрудник администрации Президента РФ и МИД РФ, директор Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН), координатор ближневосточных исследований, эксперт-практик по Ближнему Востоку и Северной Африке Дмитрий Егорченков (Москва).

Какие выводы и мысли напрашиваются? Одно из базовых чувств человека – чувство справедливости. И его ущемление каждый раз приводит к необходимости исправления ситуации теми или иными способами. Иногда это чувство ущемляется несколько минут или дней, что не приводит к фатальным последствиям. Но иногда — десятилетиями и даже веками. И тогда в обществе ущемленных возможностей формируется определенный психотип: homo extremus, человек крайних взглядов. В условиях информационного бума, развития Интернета, средств связи, разгерметизации тайных знаний психологически, социально, морально и материально ущемленный человек выходит, что называется, на оперативный простор. Он уверен — мир нуждается в переустройстве и намерен переустроить его не за сто и не за двести лет, а в течение своей собственной жизни. И в этой связи становится приверженцем экстремизма — системы крайних взглядов и крайних методов политической борьбы.

Распространение в обществе экстремистских идей, формирование экстремистских группировок, их неуправляемость и опасность для власти и общества — это всегда сигнал правящему классу о том, что он замкнулся в достижении своих собственных эгоистических интересов, утерял связь с реальностью, деградировал.

По мнению Дмитрия Егорченкова, в конкурентной борьбе за ресурсы и влияние внешним политическим игрокам всегда выгоднее и дешевле работать с неформальной договороспособной силой, с преступными экстремистскими организациями, готовыми сражаться за независимость, материальные либо иные интересы.

Так экстремисты получают финансовую, идейную, моральную поддержку от конечных выгодоприобретателей. Есть даже выражение: «подрядчики по хаосу». Их задача — устроить в том или ином регионе дестабилизацию обстановки, склонить руководство страны к каким-либо переговорам, пойти на те или иные уступки или решения. После выполнения (или невыполнения) этой задачи судьба «подрядчика» уже никого не интересует. В каждой региональной заварушке конечный бенефициар всегда руководствуется правилом: «мавр сделал свое дело, мавр может уйти».

География — это судьба

Почему Ближний Восток — благодатное поле для возникновения напряженности, дестабилизации, конкурентной борьбы в ее экстремальной фазе?

«География — это судьба», — говорил Наполеон. И здесь ключ к пониманию того, что происходило и происходит на Ближнем Востоке. Данный регион — это перекресток миров: Африки, Европы, Азии. Шумерская цивилизация. Древний Египет. Вавилон. Средоточие древнейших памятников культуры и торговых путей. Богатые урожаи и ограниченность водных ресурсов. Огромные запасы полезных ископаемых — нефти и газа и бедность населения. А еще это родина основных мировых религий: иудаизма, ислама, христианства, зороастризма. Многие считают, что на Ближнем Востоке живут одни арабы. Но это не совсем так. Ближний Восток неоднороден. Именно поэтому участники Лиги арабских государств так редко могут о чем-то договориться. Арабский мир с его монархическими династиями состоит из 23 стран, в которых проживают 1,8 миллиарда мусульман. В регионе велика палитра самых разных антропологических типов. Это и берберы, и кабилы, и арабы шоа, и армяне, и белуджи, и хазарейцы. Смесь самых разных этносов, языков, верований.

То же самое можно сказать об исламе. Он крайне неоднозначен. Помимо классического разделения на суннитов и шиитов, есть и другие мусульманские течения: друзы, софриты, ибадиты, азракиты, зейдиты и т.п. Многие религиозные школы серьезно влияют на политику ближневосточных государств. Например, политическое устройство Ливана связано с представительством во властных структурах различных религиозных общин, что закреплено в конституции этой страны.

В период похода на Восток Александра Македонского, а также арабских завоеваний в VII–IX веках, когда арабские племена высадились на Пиренейском полуострове, впервые обозначилась линия противостояния Запада и Востока. Французы разбили арабов при Пуатье и остановили их дальнейшее наступление на Европу. Появились рыцари, которые совершили на Ближний Восток девять крестовых походов. В 1798 году Наполеон разгромил около Каира турецко-египетскую армию. Египетский поход Бонапарта закончился ничем, но по его итогам европейцы узнали, что история Востока намного древнее, чем история Европы. Появилась мода на все восточное: одежду, пряности, предметы быта. Началась активная колонизация стран Ближнего Востока европейскими державами.

В ходе колонизации представители западноевропейской знати, следуя древнему принципу «Разделяй и властвуй!», нередко чертили границы колонизируемых ближневосточных и африканских стран, используя прямые линии, отсекая от различных территорий куски с тем, чтобы страны враждовали между собой и не давали друг другу развиваться.

Деление Ближнего Востока продолжилось после Первой мировой войны, а затем и после Второй. Параллельно ближневосточные народы вели борьбу за свою независимость. Символом этой борьбы стали революции в Египте и Ливии. В 50–60-е годы прошлого века на Ближнем Востоке завершился процесс обновления и становления национальных государств. Увы, не все народы получили свою государственность. Так, например, курдские территории, на которых в настоящее время проживают около 40 миллионов курдов, оказались разделены между современными Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. И это можно считать предумышленной закладкой мины замедленного действия, болевой точкой, через которую можно влиять на политику в регионе.

Что есть геополитика?

Геополитика — это метод работы с политической информацией. Если историк обладает историческим постзнанием и может ретроспективно выстраивать линию событий, то политологу нужно из огромного количества событийных линий определить наиболее значимые. Теорию системного анализа международных отношений в СССР разработали Евгений Примаков и Марк Хрусталев. Это был ответ на западные геополитические модели развития международных отношений.

— Все, что происходит сегодня на Ближнем Востоке, своей отправной точкой имеет событие, названное Владимиром Путиным главной геополитической катастрофой XX века, а именно — разрушение Советского Союза, — сообщил Дмитрий Егорченков.

Ликвидация биполярной модели мира, основанной на взаимном паритете США и СССР, привела к тому, что американские элиты почувствовали себя абсолютно безнаказанными. И начали довольно активно менять мировой политический ландшафт. По сути, приступили к новому переделу мира. В итоге старые советские карикатуры на американских империалистов вновь стали очень актуальными. Свидетельством реализации плана по созданию хаоса на Ближнем Востоке стали события арабской весны. Саддам Хусейн был повешен. Муаммар Каддафи убит. Причем сделали это примерно одни и те же люди, которых очень опекали в США и Великобритании. Ныне Ирак и Ливия в огне. Едва не исчезла с карты мира Сирия. Падение режимов в Тунисе, Египте, Йемене не привело к процветанию этих народов. В регионе — миллионы беженцев. Иран и Сирия по-прежнему остаются под ударом. Планы запрещенной в РФ террористической организации ИГИЛ по переустройству Ближнего Востока и созданию халифата были еще более категоричны.

Группировку ИГИЛ создали те же Великобритания и США при содействии спецслужб Саудовской Аравии и Пакистана. С их подачи маленькая ячейка Аль-Каиды переросла в террористический интернационал. Руководители ИГИЛ собирали с населения налоги, торговали дешевой нефтью и награбленными памятниками культуры, при помощи британских PR-агентств вели активную пропаганду своей борьбы за якобы альтернативное исламское будущее. Жертвами этой пропаганды стали, в том числе, тысячи россиян. Штаб-квартира террористов разместилась в одном из крупнейших городов Ирака — Мосуле. В руки ИГИЛ попали банковское золото, оружие. ИГИЛовцы платили специалистам высокие зарплаты, что вкупе с PR-составляющей привлекало в их ряды все новых и новых сторонников со всего мира. На каком-то этапе в руководящих структурах ИГИЛ количество выходцев из СНГ даже превысило количество представителей арабских стран.

— Целью хаотизации региона является не что иное, как постановка его под полный контроль со стороны США, — подчеркнул Дмитрий Егорченков. — А достичь хаотизации можно только путем уничтожения государственности, путем распада той или иной страны на группировки, кланы, преступные организации, через финансирование радикальных оппозиционных сил.

У российских военных ситуация на Ближнем Востоке всегда находилась в поле зрения, поскольку в некоторых районах расстояние до нашей границы составляет не более 300 километров. Хаос, экономическая и гуманитарная катастрофы в Сирии, Ираке и других странах противоречат нашим интересам, угрожают безопасности РФ. Поэтому усилиями ВКС России основные силы террористов ИГИЛ в Сирии были уничтожены. Это десятки тысяч боевиков, огромное количество объектов инфраструктуры террористов.

Увы, исключать, что через какое-то время о себе не заявит новая террористическая организация, нельзя.

Когда наступит мир?

Борьба мировых и региональных держав за доступ к высокорентабельным месторождениям углеводородов и путям доставки энергоресурсов вряд ли прекратится в обозримом будущем. Пока что ни одна из развитых экономик не может отказаться от привязки к углеводородам. Открытые в 2010 году запасы Средиземноморского нефтегазоносного бассейна близ берегов Сирии сравнимы с богатейшими запасами нефти и газа в Персидском заливе. Поэтому при любом раскладе открытие российских военных баз на территории Сирии является для нее гарантом безопасности от террористической угрозы.

Что касается опасности распространения идеологии экстремизма и терроризма на территории России, то, по мнению Дмит­рия Егорченкова, наши геополитические противники разрабатывают новые методы рекрутинга своих сторонников. Теперь для совершения терактов уже не нужны люди с боевой подготовкой. Можно через соцсети за вознаграждение попросить молодого человека передать сверток. Или сделать серию звонков о минировании.

— Проблема в том, что у нас до сих пор не выстроена правильная идеологическая работа, — поделился Дмитрий Егорченков. — В Вооруженных Силах людей учат стрелять, но не учат разбираться в геополитике. Идеологию отдали батюшкам и муллам. Однако мой опыт работы с молодежью показывает, что со временем подростковый бунт у них проходит, но дальше они сталкиваются с пустотой. У них нет системы ориентиров. А без этой системы мы не можем двигаться вперед. Туда, где пустота, приходит запрещенная в России ИГИЛ или гей-либерализм. Для полноты понимания происходящих в мире процессов необходимо изучать историю, заниматься сращиванием ее разорванных краев, понимать, что наша страна на всех этапах истории — это один и тот же организм, нельзя вычеркивать из нее какие-то страницы. Но одних исторических знаний опять же недостаточно. Необходим блок воспитательной работы светского характера. Министр образования РФ Ольга Васильева уже заявила о том, что школа должна не только учить, но и воспитывать.

— Дмитрий, в известном советском блокбастере «Белое солнце пустыни» звучит крылатая фраза: «Восток — дело тонкое». Вы находите в этой киноленте какие-то идеологические смыслы, которые помогают вам в вашей работе?

— Я очень люблю этот фильм в силу его ироничности и правдивости. Там, по сути, показано, чем Россия отличается от других стран в сфере внешней политики. Мы никогда никуда не приходим с мечом. Мы везде шли с книгой. Старались людей, к которым приходим, включить в свое общество, пробудить в них национальную культуру и национальный дух. В свое время ордынская знать была включена в состав российского дворянства. Но можно ли такое представить на примере Британской империи и индусов, например? Нет! То есть Россия идет по принципиально другому пути развития — пути солидарности с другими народами. И в этом наше послание миру.

Сюжет:

Умер Евгений Примаков

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру