Приоритет — воспитание и формирование семейных ценностей

25 октября 2017 в 09:00, просмотров: 957

На третьем региональном форуме замещающих семей Тюменской области, посвященном диалогу приемных родителей и экспертов, обсудили самые важные на данный момент вопросы. Чтобы успеть охватить весь широкий круг разнообразных тем, работа шла на трех площадках одновременно.

Приоритет — воспитание и формирование семейных ценностей

В этом году в работе регионального форума приняли участие около двухсот родителей — на треть больше, чем в предыдущий раз. Изменился и формат мероприятия: в прошлом году оно было детско-родительским, посвященным ценностям семейной жизни и совместному времяпрепровождению. В этом году замещающие родители попросили организовать встречу с экспертным сообществом, чтобы получить ответы от различных специалистов.

В рамках диалоговых площадок родители и эксперты обсудили вопросы адаптации ребенка в семье, детско-родительские отношения и кризисы возрастного развития, выстраивание взаимоотношений замещающей семьи и приемного ребенка с его кровной семьей, а также актуальную ныне проблему компьютерной безопасности. В одной из секций обсуждалась работа органов государственной власти и взаимодействие с ними, а также различные варианты правовой и социальной защиты. В другой секции эксперты рассказывали о воспитании детей с особенностями здоровья. Третья секция была отведена для обсуждения постинтернатного сопровождения и консультированию по темам профессионального образования и «выхода в жизнь» приемного ребенка самостоятельным членом общества.

— Эта тема очень важна для родителей, потому что рано или поздно приходится отпускать ребенка в жизнь, — говорит организатор форума, директор АУ СОН ТО и ДПО «Региональный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья» Елена Перминова.

— Родных детей тоже приходится отпускать. Есть ли какая-то специфика, если речь идет о приемных?

— Практически нет. Единственное — замещающие семьи сопровождаются государством, которое несет ответственность за защиту детей, воспитывающихся в них. Поэтому замещающие родители находятся под особой защитой государства. Мы предлагаем им разные форматы поддержки.

— Какова динамика численности замещающих семей?

— С каждым годом их становится больше — порядка 96 процентов детей-сирот или оставшихся без попечения родителей воспитываются в приемных семьях. Центр «Семья» — одно из учреждений области, которое ведет школу подготовки замещающих родителей. Пять лет назад у нас за год проходили около двухсот человек, а сейчас — около семисот. Это притом, что наш центр не единственный, и число таких организаций увеличилось.

— Можно ли говорить о тренде на воспитание приемных детей?

— Кандидатов, которые приходят и говорят, что готовы принять ребенка в семью, становится все больше. Но в ходе подготовительных занятий не все решаются на такой шаг — и это здорово! Хорошо, когда человек вовремя понимает, что не готов, и на самом деле решает какую-то другую свою проблему, когда хочет взять приемного ребенка… Нам важно быть уверенными, что это осознанный выбор и от ребенка не откажутся во второй раз. Такое очень редко, но бывает — жизнь есть жизнь.

— Есть ли какой-то типичный портрет замещающих родителей?

— Как правило, это горожанин или сельский житель, успешно воспитавший от одного до трех своих детей. Это энергичные, неравнодушные люди с активной жизненной позицией.   

Как стать замещающим родителем

По словам Елены Перминовой, на сегодняшний день в семьях Тюменской области воспитываются более шести тысяч приемных детей, а всего семей порядка 3,5 тысячи.

— В семьях не по одному приемному ребенку, — говорит директор центра «Семья». — Как правило, приемных детей берут родители, у которых уже двое-трое своих.

По ее наблюдению, такой модели придерживаются несколько поколений. Приемные дети вырастают, получают профессию, трудоустраиваются — и, в свою очередь, тоже берут приемных детей. Часто такие родители, вырастив, выучив и отпустив в самостоятельную жизнь воспитанника, берут следующего малыша, чтобы дом не был пустым.

— Сегодня одна семья из района похвалилась, что берут новенького, — говорит Перминова. — Их «выпускница» окончила школу и поступила учиться дальше, а они снова берут первоклассника. Это жизненная, человеческая, гражданская позиция.

Если человек хочет стать родителем приемного ребенка, он обязательно проходит обучение в школе замещающих родителей. В ней ведется подготовка в сферах права, медицины, педагогики и психологии. Особое внимание уделяется желающим взять малыша с особенностями здоровья — с такими людьми беседуют узкие специалисты.

Региональный форум замещающих семей помогает решать задачи федерального проекта «России важен каждый ребенок». Форум призван способствовать формированию позитивного отношения общества к замещающим семьям, а также повышению гражданской активности и ответственности каждого человека за судьбу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Форум является отличной площадкой для обмена опытом, дает возможность родителям не только задать вопросы экспертам, но и познакомиться друг с другом, обменяться контактами, создать свое экспертное родительское сообщество и, наконец, просто подружиться.

— В региональном правительстве, на местах и в органах исполнительной власти работают очень ответственные и отзывчивые люди, — отметила на пленарном заседании форума заместитель губернатора Тюменской области, директор департамента социального развития Тюменской области Ольга Кузнечевских. — Дети, оставшиеся без попечения родителей, тоже являются нашими — они живут в нашем регионе и будут строить наше будущее. В Тюменской области очень много проектов, работающих на то, чтобы таких детей было как можно меньше, а если они появляются, чтобы сразу были устроены в семьи.

Статистика говорит сама за себя: в Тюменской области 96% таких детей воспитываются папами и мамами, пусть и приемными.

Уполномоченный по правам ребенка в Тюменской области Андрей Степанов подчеркнул, что родительство должно быть ответственным и ему необходимо учить.

— Но, глядя на вас, ясно — не нужно ничего изобретать, надо просто тиражировать ваш опыт, — обратился к аудитории омбудс­мен. — У вас есть опыт, вы прошли хорошую школу, осознанно подошли к выбору и стали ответственными, заботливыми родителями.  

О семейных ценностях, образовании и кибербезопасности

Одной из важных тем форума стала компьютерная безопасность несовершеннолетних. Специалисты сферы образования считают, что эту проблему необходимо рассматривать в комплексе с воспитанием, культурой и атмосферой в семье.

— Говоря о важных для благополучия ценностях, нельзя забывать, что все дети — разные, — отметила заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Ирина Конончук. — За каждым из них есть опыт их семьи, их традиции и культура, а иногда и недостаток культуры.

Она привлекла внимание родителей к факту, что сегодня дети живут в другое время и в другом мире. Вокруг них другая реальность.

— Это дети двадцать первого века, — заметила замдиректора. — А мы с вами встречаемся с вызовами, на которые не можем ответить. Например, когда говорим о системе образования. Стереотипы о том, что нужно просто получить образование, которое даст возможность «пройти по жизни», сегодня стали просто мифами. И с самого раннего дошкольного детства нужно и детей, и себя приучать к мысли, что современное образование непрерывно. Только самообразование и нацеленность ребенка на то, что он всегда должен учиться, а учеба — это труд, который формирует его будущее, помогут ему в дальнейшем самоопределиться и быть успешным на своем месте.

Ирина Конончук подчеркнула, что родители должны «расти» и развиваться вместе со своим ребенком.

— Сегодня самое важное, чтобы ребенок был воспитан, — заявила она. — Для этого нужно расти вместе со своими детьми, расширять свое культурное поле, читать умные книги, ходить на умные спектакли. Но самое главное — разговаривать со своими детьми. Основная проблема, которую отмечают педагоги в семейном воспитании, — отсутствие времени. Жизнь меняется. Мы все торопимся. Мы все не успеваем. И, к сожалению, очень часто нам не хватает времени на общение со своими детьми. А еще мы с вами часто кричим. Кричат родители. Кричат, к сожалению, педагоги. Кричат дети. Для того чтобы мы с вами жили в культурном, спокойном поле и осознанно развивали своих детей, нужно остановиться, подумать и научиться разговаривать со своими детьми, слышать их и слушать.

Отвлечь ребенка от гаджетов, по мнению педагога, можно с помощью общения с семьей.

— Ни один ребенок между общением с мамой и папой и виртуальной реальностью никогда не выберет иллюзорный мир, — уверена Конончук. — Если такое происходит, значит, мы где-то не заметили, где-то не учли, где-то не поговорили с собственным ребенком. Это очень важно. Если мы с вами не наполним жизнь нашего ребенка позитивом, обязательно найдется тот, кто уведет его в другую сторону. И тогда его жизнь станет немножко другой. И это отразится на ребенке и на нас с вами.

В заключение замдиректора областного департамента призвала замещающих родителей прививать детям правильные ценности, к которым относятся любовь к людям и родине, важность истории и традиций многопоколенной семьи, настоящего, а не гражданского брака, а также необходимость любить и воспитывать детей.




Партнеры