В Тюмени ищут рецепт уникального блюда для туристов

Турбизнес становится «вкуснее»

11 октября 2017 в 09:00, просмотров: 872

В Тюменскую область, на Север многие едут работать — этот край пока не приобрел славы места для хорошего отдыха. Но в последнее время региональные власти обратили внимание на это направление, и туризм начал более-менее развиваться. Одним из интересных трендов стал так называемый гастрономический туризм — новое явление, которое только предстоит «распробовать» и тюменцам, и гостям нашей области.

В Тюмени ищут рецепт уникального блюда для туристов

Эксперты заявляют, что гастрономическое направление туризма нынче переживает настоящий бум, и в Тюменской области появилось немало событий для ценителей разнообразной и вкусной еды. Традиционно в этой сфере лидирует Ялуторовск, в котором ежегодно проходит почти десяток праздников для гурманов и любителей шоу с размахом. Например, самый большой блин для Книги рекордов Гиннесса — диаметром три метра — пытаются испечь уже несколько лет, а на эту Масленицу его даже удалось успешно перевернуть на сковороде. В этом году еще одним мегаблюдом стала яичница из 1110 куриных яиц, а также изумили яства на фестивале-дегустации «Ялуторовская гигантомания». В рамках фестиваля несколько предприятий общественного питания объединились, чтобы удивить гостей двухсоткилограммовым тортом и шестиметровой колбасой. Многие предприятия общепита уже освоили знаменитую трехметровую сковороду на радость любителям шоу.

Бренд — двигатель торговли

На круглом столе, посвященном проблемам и перспективам развития гастрономического туризма в регионе, заместитель директора МАУК «Арт-Вояж» Анастасия Петелина (г. Ялуторовск) рассказала, что при поддержке департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области и комиссии по импортозамещению была создана рабочая группа, определившая приоритеты развития туризма в городе Ялуторовске.

— Было рекомендовано сделать акцент на гастрономический туризм, и в Ялуторовске все для этого имеется, — заявила Петелина. — Здесь работают три предприятия пищевой промышленности и центр сельскохозяйственной переработки, активно строится центр овощной консервации «Ялуторовский маринад».

В городе разработали единый гастрономический бренд «Сделано в Ялуторовске», которым уже отмечен ряд интересных мероприятий. Это, например, «Сибирская Масленица», «Квасной пир», «Августовские спасы», «Грибной бум», «Капуста-бар» и «Берендеево царство».

В Тюменской области в этом году проводится масштабное исследование по поиску туристического бренда. По данным фокус-групп, установлено, что гости из других регионов едут сюда попробовать рыбу — муксуна и стерлядь, ягоды и варенья, которых нет в других регионах. И, находясь на одной из крупнейших рек России, Тобольск не мог не организовать рыбный фестиваль «Уха-царица», которому в этом году исполнилось пять лет. Мероприятие с каждым годом набирает обороты, расширяет культурную программу, но во главу угла неизменно ставятся разносолы, которыми богата наша земля.

— Самая большая проблема в том, что мы не умеем продавать, — назвала причины не очень впечатляющей динамики притока туристов директор ООО «Школа гостеприимства и сервиса» Ирина Косогорова. — Не умеем находить изюминку региона и пиарить ее.

Она предложила не зацикливаться на аутентичных блюдах с многовековой историей, а сделать из обычных продуктов оригинальные кушанья с помощью местных приправ, ягод и дикоросов.

— Продукты по всей России примерно одни и те же, — заключила Косогорова. — А вот способы их приготовления отличаются, и нужно найти оригинальные.

С тем, что отсутствие умелого пиара — большая проблема, согласилась тюменский ресторанный критик, организатор благотворительного проекта «Секретный ужин» Лидия Носова, побывавшая в нескольких ресторанах, участвующих в гастрономическом фестивале, который проходит в Тюмени до 15 октября.

— Идея фестиваля классная, есть интересные и потрясающе вкусные сеты, — оценила она. — Но во многих заведениях сам персонал не знает об участии ресторана в этом событии, ничего не рассказывает и не предлагает специальное меню.

Председатель совета некоммерческого партнерства «Региональная ассоциация тюменских туристических организаций» Наталья Чагина заявила, что для развития туризма важна реклама за пределами региона, и посоветовала не ограничиваться гастрономическим направлением, каким бы интересным и перспективным оно ни представлялось.

— Нужно продвигать не только гастрономический туризм, но в первую очередь ресурсы нашего региона, — считает Чагина.

Квашеное мясо и сибирские октоберфесты

Мероприятия для гурманов посещают десятки тысяч гостей, а этим летом в Тобольске масштабный фестиваль «Сибирский разносол» собрал более 15 тысяч человек. Это гастрономическое шоу позволило рестораторам проявить фантазию и предложить гостям не рядовое, а максимально необычное меню, но при этом учитывающее преемственность сибирских традиций. По результатам опроса большинству угостившихся запомнилось мороженое с олениной, которое стало настоящей сенсацией. Но выдающихся шедевров не может быть много, и остальные блюда оказались более привычными и консервативными, в основном популярные яства национальных кухонь.

— Красивые самобытные мероприятия необходимо выводить на федеральный уровень, — заявил президент торгово-промышленной палаты Тюменской области Эдуард Абдуллин. — Многие регионы ушли далеко вперед, и нам нужно у них учиться, догонять и перегонять.

Абдуллин рассказал, что фестиваль «Сибирский разносол», ставший очень популярным, был представлен в Казани на региональном конкурсе Национальной премии в области событийного туризма.

— Мы хотим, чтобы фестиваль «Сибирский разносол» стал постоянным событием, вписанным в Национальный календарь федеральных мероприятий, — пояснил президент областной торгово-промышленной палаты. — Сделать это очень сложно. На конкурсе в Казани наш фестиваль оказался единственным тюменским проектом, из Уральского федерального округа были еще представлены один участник из Челябинска и 10–15 проектов из Екатеринбурга. Наш «Сибирский разносол» занял третье место в номинации «Лучшее событие в области гастрономического туризма». Сейчас мы готовимся к финальной битве в Липецке и постараемся повысить призовое место.

Абдуллин признал, что на фоне более опытных в туристическом бизнесе субъектов из Центральной России Тюмень пока не выглядит сильным соперником.

— Только недавно в области серьезно заговорили о туризме как об отрасли экономики, которая может приносить огромные деньги в казну региона, — пояснил он. — Недавно начали развивать индустрию гостиничного и ресторанного бизнеса, сферу туруслуг, а также малый бизнес, которого, как правило, очень много в туристической отрасли.

Спикер заявил, что Тюмени необходимо найти и возродить уникальное яство, способное привлечь в наш край гурманов и просто любопытных ценителей вкусной и изысканной гастрономии.

— Нам надо найти свое собственное национальное блюдо, — считает он. — Чтобы оно делалось только у нас, по особому рецепту. Тогда можно выстраивать вокруг него дальнейшую работу. Мы искали, сколько могли, но пока не нашли ничего особенного, чем можно было бы удивить любителей хороших трапез. Можно попробовать двигаться в сторону возрождения сибирских кушаний из дичи и утки.

Продолжая тему уникальных кулинарных рецептов, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории Тюменского госуниверситета Сергей Туров напомнил, какую богатую и разнообразную местную кухню мы потеряли в советские времена из-за тотального упрощения и стандартизации.

— Крестьянская, монастырская, мещанская, купеческая кухни, — перечислил он. — Мы просто не представляем масштаба культуры, которая ушла. Восстановить ее можно. Например, тюменские историки нашли меню монастырской трапезы XVIII века. Наши монастыри до сих пор торгуют молоком, маслом и медом, на их территории можно открыть ресторан с аутентичными блюдами. Еще вполне возможно найти кулинарные книги XIX века и освоить эти блюда, и неважно, что они вышли в свет в Москве или Питере. Надо вести поиски в этом направлении. Все это можно отыскать, поднять забытые традиции питания, и чем более глубокие пласты поднимем, тем оригинальнее будет меню на фестивалях.

Доцент рассказал об утраченных традициях пивоварения на юге Тюменской области и местных пивных праздниках на Николу зимнего и Николу вешнего.  

— Это были настоящие праздники, их можно восстановить по источникам, — добавил Туров.

В свете старательного возведения в культ здорового образа жизни вряд ли в ближайшее время в Тюмени появится свой Октоберфест, как на родине современного пива — в Германии. Поэтому практичных участников круглого стола в основном интересовали старинные блюда, у которых больше шансов стать гвоздем гастрономического шоу. Ученый рассказал о хантыйских приемах ловли диких уток на плесах рыболовными сетями, а также экзотическом способе заготовки их мяса — квашением в земле без соли. Увидев на лицах некоторых слушателей гримасы, он посоветовал не обходить вниманием экстремальные блюда, потому что любители необычного всегда найдутся.

— Опыт проведения гастрономических фестивалей у нас есть, это направление нужно развивать, — подвела итоги встречи директор департамента потребительского рынка администрации города Тюмени Елена Еремина. — И при этом не забывать о культурном сопровождении мероприятия. «Хлеба и зрелищ» — это всегда востребовано, и нужно научиться продавать наши туристические бренды.

Гастрономический туризм, превращающий хлеб в зрелище, завоевывает все больше поклонников. Многие туристы стремятся попробовать и привезти в подарок землякам какое-нибудь местное лакомство из городов и стран, где они побывали. Дело за малым — осталось сделать это не побочной, а основной целью поездки. Но в целом нашей растущей туристической отрасли предстоит решить еще множество задач, связанных не только с пиаром, но и более насущными вопросами одновременного пребывания в городе большого количества гостей из других регионов.




Партнеры