Доброе кино без попкорна создаёт зрителя

В Тюмени состоялся Международный фестиваль детского и семейного кино «Ноль плюс»

11 октября 2017 в 09:00, просмотров: 468

Фестиваль уже в четвертый раз собирает самые добрые фильмы разных стран мира. За это время аудиторией фестиваля стали более 50 тыс. человек — юных и взрослых жителей Тюменской области.

Доброе кино без попкорна создаёт зрителя
Фото: vk.com

— Рад оказаться этой осенью в Тюмени, а больше всего счастлив побывать на столь хорошо организованном фестивале, — поделился впечатлениями член жюри международной номинации короткометражного анимационного кино, хорватский режиссер детского кино, продюсер Сильвие Петранович. — В течение года команда «Ноль плюс» усиленно работала, чтобы собрать хорошие фильмы со всего мира.

Ежегодный кинофестиваль такого масштаба и уровня — значимое культурное событие для области и, пожалуй, даже России. Площадка «Ноль плюс» создана для диалога профессионалов, открытия новых имен и талантливых личностей. В этом году на конкурсный отбор фестиваля поступило рекордное количество заявок от режиссеров и киностудий — около 2,5 тыс. картин из 120 стран мира, среди которых было более 30 дебютных работ и премьерных показов. Перед отборочной комиссией, в которую вошли педагоги и психологи, родители и студенты, стояла непростая задача отобрать лучшие познавательные и добрые фильмы для детей и подростков, а также картины для семейного просмотра. В жюри фестиваля вошли заслуженные режиссеры, продюсеры, киноведы и кинокритики России, Германии и Хорватии.

Организаторы надеются, что фестиваль станет по-настоящему мировым и в Тюмень будут приезжать иностранные ценители кино не только в качестве участников, но и как зрители и гости, которым интересно соприкоснуться с нашей культурой.

Председатель жюри Международного конкурса короткометражных анимационных фильмов, режиссер и художник анимационного кино, член худсовета анимационной студии «Пилот», лауреат Национальной кинопремии «Золотой Орел» Валентин Телегин поблагодарил команду фестиваля за высокое качество отбора конкурсных картин и заявил, что фестиваль «Ноль плюс» дает уникальную возможность увидеть короткометражную анимацию.

— Штучную продукцию, анимационный короткий метр можно увидеть только на фестивалях, — пояснил он. — Больше такие фильмы нигде не показывают: ни на ТВ, ни в кинотеатрах. Анимационная программа «Ноль плюс», мне кажется, хороша тем, что авторы в большинстве своем не играют в «детскость» и не заигрывают с детьми, а искренне стараются сделать фильмы для детей.

На торжественном открытии фестиваля гостей ждал сюрприз — несколько песен в исполнении Сергея Васильева и Марины Ланды, авторов музыкальных композиций к более чем 500 фильмам, в том числе к популярным мультсериалам «Смешарики» и «Летающие звери». А последней композицией артистов стала песня, написанная специально для фестиваля.

Основатель и художественный руководитель музыкального театра детей «Радуга», ведущая авторских программ на «Радио России» и телеканала «Карусель» Марина Ланда заметила, какой теплой и дружелюбной атмосферой встретила Тюмень участников фестиваля.

— Добросердечность — одно из самых важных качеств для тех, кто пишет музыку и делает фильмы, — считает она. — Без этого качества, наверное, не было бы ничего. Его нельзя имитировать. И в Тюмени оно есть. Спасибо вам за это тепло в северных краях.

Гости фестиваля увидят за эту неделю множество фильмов о приключениях, дружбе, воплощении мечты, достижениях, семейных отношениях, а также труде, профессии, спорте, здоровом образе жизни и культуре народов. В 2015—2016 годах фестиваль «Ноль плюс» получил поддержку Общественной палаты РФ как успешная гражданская практика, а в июле 2016 года был представлен на международной конференции ООН. Весной этого года тюменская инициатива была презентована на Московском экономическом форуме и Международном салоне образования, а летом о ней узнал Президент РФ Владимир Путин на Всероссийском образовательном форуме «Таврида».

Председатель жюри в номинации «Документальное кино «Природа и человек» и научно-популярные фильмы», режиссер, продюсер студии «Центр-Студия национального фильма «XXI век», член правления Ассоциации документального кино Союза кинематографистов РФ Алексей Малечкин отметил, что «Ноль плюс» — это знаковое событие всероссийского значения. Он подчеркнул, что фестиваль — одна из немногих площадок, где можно увидеть документальные картины.

— В обычных кинотеатрах документальное кино не демонстрируется, — пояснил Малечкин. — Зрители могут увидеть его только по телевидению, а там зачастую идет не то, что сейчас снимается. Поэтому организаторы фестиваля делают очень важное и нужное дело, особенно если оно адресовано детям и родителям. Фильм должен дойти до зрителя, а если он комментируется и обсуждается, он точнее попадает в душу и сердце.

Председатель жюри документального кино добавил, что российские школы страдают от отсутствия просветительских научно-популярных фильмов.

— Такого кино очень мало в России, особенно детского, — считает он. — Фильмы, создаваемые за год на средства Минкультуры, можно по пальцам пересчитать, и этого явно не хватает.

Второй год в рамках фестиваля «Ноль плюс» работает образовательная площадка проекта «Кинопедагогика», раскрывающая тонкости проведения в школах киноуроков. Проект объединяет более сотни школ Тюменской области и является, по сути, беспрецедентным явлением для России. На этом форуме педагоги обучаются работать с кинообразами и вовлекать школьников в анализ содержания и формулировку выводов картины. По словам организаторов, на площадке фестиваля соберутся около двухсот учителей, и это станет стартом трансляции тюменского опыта за пределы региона.

Семейное и детское кино нельзя назвать популярным сегментом. Почему из всего многообразия кино директор фестиваля «Ноль плюс», тюменский режиссер и продюсер Николай Данн выбрал именно это направление?

— У меня есть дети, и мне далеко не безразлично, как они будут жить дальше, — ответил режиссер. — Важно успеть с детства заложить лучшие качества и передать опыт. Когда мы были на Каннском фестивале, то увидели, что фильмов, показывающих человеческие ценности, очень мало. Поэтому мы сделали этот фестиваль и видим, что он развивается. Если бы не семейное кино, я бы выбрал познавательные или научно-популярные фильмы.

— Но это тоже некоммерческие сегменты…

— Смотря что подразумевать под словом «коммерческий». Если это вложение только в деньги — тогда некоммерческое. Но если детское кино рассматривать как инвестиции в будущее — это самый коммерческий проект на свете. Когда ты вкладываешь в ребенка, понимаешь, какое будущее создаешь. Если это добро, любовь и забота, то, переведя на денежный эквивалент, можно увидеть, какой это значительный доход для государства и мира, какая серьезная инвестиция в будущее.

— У вас существует строгий запрет на использование в конкурсных фильмах негативных образов. Вам не кажется это формированием искусственной, теп­личной среды, далекой от жизненных реалий?

— Если вы заходите в какой-то брендовый магазин, вас не удивляет отсутствие товара других марок? Мы не против отражения всех сторон жизни, которые существуют, но выбрали именно такую позицию. Можно сказать, фестиваль — своего рода бутик именно таких добрых фильмов. Они должны быть. И в городах должны быть семейные кинотеатры для просмотра такого кино. Конечно, можно сказать, что в каком-то смысле все кинотеатры — семейные. Но было бы интересно создать площадку, на которой зрители могут не только увидеть картины, но и узнать о том, как они снимаются, и о том, как правильно их смотреть и осмысливать увиденное на экране. Подобным образом можно решить несколько задач. Например, научить смотреть кино без попкорна и ходить в кинозалы, как в театр. Посещение кино стало для нас обыденностью, а должно стать ярким событием.

— Считаете, современного кинозрителя нужно воспитать до определенного культурного уровня?

— Его нужно не просто воспитывать, а создавать. С самого раннего детства. Когда дети еще смотрят даже не мультфильмы, а только картинки, необходимо тактично подводить их к пониманию смысла, заложенного автором, помочь расширить границы воображения и внутреннего проживания увиденного. Если это получится, значит, мы создали зрителя. Иначе просто некому будет смотреть хорошее кино.

— Какие планы у организаторов фестиваля на следующий год?

— Важно, чтобы кинофестиваль стал платформой, где режиссеры, продюсеры и сценаристы размышляют о том, как создавать такие картины. Чтобы это общение стало вдохновением, отправной точкой для съемки фильма специально для заявки на фестиваль. Тогда можно запустить механизм производства. Для нас не менее важно, чтобы сформировалось сообщество педагогов и заявляло, какие фильмы им нужны. Нужно, чтобы семьи с детьми знали о фестивале «Ноль плюс» и о том, какие фильмы можно у нас посмотреть.

В этом году планируем на базе нашего сайта открыть онлайн-кинотеатр. Конечно, цифровое пространство не передает атмо­сферу зрительного зала, но дает возможность посмотреть хорошее, осмысленное кино. Фестиваль, поднимающий темы воспитания общества и детей, нужен, чтобы нас не поглотил технологический прогресс. Мы должны остаться любящими, заботливыми людьми, помнящими о нашей единой большой семье под названием «человечество».




Партнеры