Андрей Шаронов: «Мы точно не знаем гораздо больше, чем знаем»

Эвфемизм «вечный студент» стремительно теряет свой иронический оттенок

30 августа 2017 в 09:00, просмотров: 1016

Как людям выживать в условиях неблагоприятной внешней среды, которая характеризуется нестабильностью, неопределенностью, сложностью и неоднозначностью? Как в этой среде выглядят наши личность, здоровье, профессиональная и социальная активность и какую роль при этом играет самообучение?

Андрей Шаронов: «Мы точно не знаем гораздо больше, чем знаем»
Руководитель школы «Сколково» Андрей Шаронов рассказал о важности самообразования. Фото автора.

Под самообучением здесь следует понимать осмысление того, что с нами происходит на работе, в семье, усвоение новых знаний и сведений из литературы, сети Интернет, общения с коллегами, каких-то обучающих программ.

В минувшую пятницу в рамках Школы инновационного мышления с ответами на эти вопросы перед тюменцами выступил Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково».

Обычно участниками таких мероприятий становятся действующие предприниматели, стартаперы, студенты и начинающие ученые, которые мечтают о своем бизнесе.

Что касается Андрея Шаронова, то в прошлом он занимал пост заместителя мэра Москвы по вопросам экономической политики, был замминистра экономического развития и торговли РФ, председателем совета директоров ЗАО «Инвестиционная компания «Тройка Диалог», курировал Президентскую программу по подготовке управленческих кадров. И за свою карьеру приобрел репутацию незаменимого профессионала как на государственной службе, так и в частном бизнесе.

— Мы привыкли к тому, что самое главное для нас — это чувство долга, работа, страна, семья, а наше подсознание говорит нам, что самое главное для нас — это мы сами. И это понятно. Если бы мы так не думали, мы бы не сохранились как биологический вид, — начал выступление Андрей Шаронов.

Что поражает наше воображение? То, каким стал наш мир и как он продолжает меняться. 90% информации в мире было создано и выложено в Сеть за последние два года. Десять тысяч лет истории человечества создали всего 10% информации. И очевидно, что все последующие годы будут такими же информационно насыщенными. И очень вероятно, что Сеть таким образом будет влиять на все государства, наши личные и социальные перспективы.

Средняя продолжительность жизни в развитых странах достигнет 104 лет. Причем эта перспектива ждет не только наших детей, но и тех, кому сегодня 25, 30, 50 лет. И в этой связи границы трудовой деятельности 55–60 лет выглядят уже абсолютно неразумными.

В миллиард раз снизилась стоимость хранения одного гигабайта информации за 30 лет. Человечество приближается к ситуации, когда мощность компьютера будет сопоставима с мощностью мозга человека. Сейчас принято считать, что с мощностью мозга одного человека сопоставима мощность всех компьютеров на Земле. Искусственный интеллект постепенно становится реальностью.

В 100 тысяч раз уменьшилась стоимость расшифровки генома человека. В 2001 году центральная часть всей этой большой научной программы обошлась более чем в 2 млрд долларов. Сейчас любой из нас, заплатив порядка 40–60 тыс. рублей, сможет в течение трех недель получить подробную расшифровку своего генома с информацией о склонности к заболеваниям, предрасположенности к различным занятиям, происхождении и миграции предков и т.п.

Теперь ученые говорят уже о развитии адресной медицины. Она будет строиться именно на основе детального знания генома человека. И во многом еще до зачатия ребенка.

И все это говорит о том, что мир стал таким, каким он никогда не был. Эти изменения чрезвычайно радикальны. Но насколько люди готовы к ним?

Наиболее характерная примета времени — появление новых профессий. А вот некоторые привычные для уха специализации, к сожалению, исчезают. Новые профессии далеко не всегда связаны только с информационными технологиями. И в этой связи особое значение приобретают так называемые soft skills — мягкие компетенции, или надпрофессиональные навыки. Они подразумевают познавательную гибкость, умение быть эффективным лидером как по отношению к другим — вести за собой, так и по отношению к себе — вести себя и управлять своей эффективностью, способность быть креативным и коммуникативным.

Важно задаться вопросом: а где по отношению к этим навыкам нахожусь я? Насколько я близок к тому, что ищут работодатели по всему миру?

Главный нюанс заключается в том, что этим компетенциям пока еще не учат ни в школе, ни в вузе. И нам нужно самим ориентироваться в актуальных учебных материалах, самим заботиться о том, чтобы овладевать новыми компетенциями.

Кстати, в школе «Сколково» совместно с Агентством стратегических инициатив два года назад был создан «Атлас новых профессий». Это анализ 17 больших индустрий в разрезе того, какие профессии исчезнут в ближайшие 5–10 лет и какие появятся. С ним можно ознакомиться в сети Интернет.

В этой связи актуальной становится тема непрерывного самообразования. Карьера человека постоянно требует новых знаний и навыков. Специалисты подсчитали, что среднестатистический человек в течение всей жизни может поменять 7–8 видов деятельности. И эта перспектива продиктована условиями четвертой промышленной революции, в которых мы все сейчас живем.

Андрей Шаронов поинтересовался, есть ли у присутствующих эта траектория пожизненного самообучения? И если нет, то не пора ли задуматься об этом?

Ответы некоторых слушателей прозвучали вполне обнадеживающе. Так, например, одна девушка получила два высших образования и три дополнительных. И в этом стремлении хорошо ориентироваться в интересующих ее сферах деятельности она не одинока. Более того, присутствующий на онлайн-лекции седовласый мужчина заявил, что он начал изучать английский язык, знание которого поможет ему в развитии бизнеса.

Руководитель школы «Сколково» счел, что это признак зрелости и уверенности в себе, когда тот или иной начальник признает, что он чего-то не знает или не умеет, и демонстрирует свою самообучаемость, подавая пример коллегам.

Что мы получаем в результате самообучения? Ради чего тратим время, усилия, денежные средства? В чем заключаются позитивные результаты самообразования? Самое ожидаемое — новые знания и навыки. Но есть и другие важные эффекты. Это новый социальный капитал, новая социальная среда, приобретаемые в результате обучения, новые люди и контакты, изменения в карьере и доходах.

А самый важный эффект — это личная трансформация. Любое правильное обучение приводит к изменению личности, появлению новой энергии, новых позитивных привычек, качеств, смыслов, росту личной и корпоративной эффективности.





Партнеры