Екатерина Чернышёва: «Пишу не для денег, а просто потому, что это имеет значение»

9 августа 2017 в 09:00, просмотров: 1977

Камерная, салонная музыка стала редкостью, вокруг один поп. Поэтому восторг и упоение рождаются в душах слушателей, когда перед ними выступает тюменский композитор, музыкант, профессор Тюменского государственного института культуры Екатерина Чернышёва. Кстати, она установила своеобразный рекорд. Из-под ее легкого пера на свет выпорхнуло около 370 произведений, и в том числе немало песен на стихи тюменских поэтов.

Екатерина Чернышёва: «Пишу не для денег, а просто потому, что это имеет значение»
Фото Елены Федотовой.

— Как я работаю над песнями? Мне некогда сидеть, музицировать и ждать, родится что-то или не родится. Я открываю сборник стихов, читаю, и если меня что-то зацепило, то музыка идет сразу же вслед за текстом. Один час — и песня готова, — рассказала Екатерина.

— Скажите, для чего пишутся песни? Как бы вы это объяснили?

— Жанр, в котором я работаю, трудно определить. Вы правильно заметили, что это камерный жанр, и даже интимный. Потому что это и баллады, и городской романс, и что-то вроде бардовской песни. Но у меня есть и академические романсы, и фортепианная музыка, и немало хоровых сочинений. Отдельный жанровый пласт — духовная музыка. Понятно, что это всегда разные интонации. Замечу, что все музыкальные формы и жанры уже сформированы. Все музыкальные направления открыты. И любому композитору сейчас очень непросто, потому что его задача не в том, чтобы завоевать слушателя, а рассказать о своих чувствах собственным языком.

Если говорить о традиции городского романса, который, кстати, послужил почвой для развития и современной авторской песни, и современного романса (или шансона), то это в первую очередь личное авторское высказывание о любви, дружбе, жизни и смерти — о чем угодно. На самом деле, это понятие настолько широко, что его довольно сложно описать в двух словах. И на ваш вопрос тоже непросто ответить, так же как объяснить, почему человек дышит. Однозначно одно: песня — синкретичный жанр, где музыка и стихи переплетены. Наверное, для того и пишу, чтобы сказать тем языком, которым владею, то, чего не могу выразить словами.

— Как идет отбор материала для песен?

— Первые песни, которые начали появляться еще в школьные годы наряду с фортепианной музыкой различных жанров, я писала на свои стихи. Темы, понятное дело, соответствовали возрасту — «Мишка», «Сказочный вальс», «Осень». А потом, у нас дома была очень большая библиотека, я полюбила творчество Алексея Толстого и Сергея Есенина. Песни на их стихи были записаны в тетрадь вместе с другими понравившимися стихами, но она была безвозвратно утеряна. Позже я узнала, что один из моих друзей прихватил ее с собой, когда уходил в армию. После службы хотел вернуть, но — вот незадача! — тетрадь кто-то украл. Рассказывал, что за долгие три года (он служил на подводной лодке) тетрадь пользовалась огромным успехом.

В юношеские годы, когда я училась в музыкальном училище, продолжала писать также на свои тексты. Но в какой-то момент вдруг поняла, что я, конечно, далеко не поэт, а потому стала больше интересоваться профессиональными поэтами, причем современными. Совершенно случайно познакомилась с творчеством ногайской поэтессы Кадрии (Темирбулатовой), перелистала около десяти журналов «Иностранная литература», пока не нашла Рикардо Богранда из Сальвадора, а потом заинтересовалась Расулом Гамзатовым, Андреем Дементьевым. Позже круг любимых поэтов расширился — это Татьяна Кузовлева, Юрий Поройков, Сильва Капутикян, Александр Блок, Вероника Тушнова, Сергей Островой, да всех и не перечислишь. Всего за время студенчества написано порядка 70 песен. И до сих пор многие из них иногда исполняю на концертах.

Справка МК

В активе композитора — около 370 сочинений. Среди них — хоровые сочинения для смешанных, женских, мужских и детских хоров (около 100), в том числе кантата, несколько хоровых циклов; инструментальная музыка и более 270 вокальных сочинений (романсы, песни, баллады и т.д.). Более 160 песен написано на стихи 18 поэтов Тюмени и Тюменской области.

— Очень заметно, что тюменские поэты стали для вас своего рода «золотой жилой»…

— В 2006 году мне в руки попала книга ишимской поэтессы Ольги Чернышовой. Очень интересный человек, в свое время окончила МГУ, после чего более 40 лет работала в газете «Ишимская правда», в том числе главным редактором. После первого знакомства с ее стихами у меня возникло такое чувство, как будто это я сама их написала, настолько они оказались мне близки. На стихи Ольги Васильевны за 11 лет сотрудничества написано более 40 песен, и в основном это песни о любви. А с песней «Отпускаю» в 2008 году я стала лауреатом Всероссийского конкурса композиторов имени Андрея Петрова в городе Санкт-Петербурге.

Потом состоялось знакомство с Почетным консулом Республики Беларусь в Российской Федерации, бизнесменом и поэтом Владимиром Шуглей, и как результат — 20 песен. В 2008 году благодаря Владимиру Федоровичу был напечатан нотный сборник «Свет души» и выпущен одноименный CD-альбом. Прекрасный проект.

Надо сказать, меня всегда привлекала поэзия философского содержания, гражданская тематика. Еще в студенческие годы стали появляться песни, что называется, «за жизнь». И когда я познакомилась с поэзией Ольги Ожгибесовой, то первая же песня была написана на стихотворение «Мой дед». Оно, как я понимаю, посвящено ее репрессированному деду. Ольга Адольфовна была немало удивлена моему выбору и перед первым прослушиванием, как мне кажется, немного напряглась. «Никогда не думала, что на эти стихи можно песню написать!» — были ее слова. Но результатом, как оказалось, она осталась довольна. Скажу больше, эту песню всегда с благодарностью принимает практически любая слушательская аудитория. А однажды в одном из районных дворцов культуры после ее исполнения весь зал просто встал. Это было незабываемо... Потом было много других песен на ее стихи: песни о войне, «за жизнь» и, конечно, о любви. Одна из последних, кстати, посвящена городу Тобольску.

Василий Полушкин, с которым мы познакомились в 2012 году, — еще один замечательный поэт, со своим почерком. Он более сложный в плане работы с его стихами, но тем, наверное, и привлекает меня. Духовную поэзию считаю высшей степенью поэтического творчества и, как мне кажется, всегда к ней стремилась. Когда-то в одной из рецензий на мою музыку прозвучали такие слова, как «искренность», «исповедальность». Наверное, я с этим соглашусь. Это как раз то, что отличает и духовную поэзию наравне с молитвенностью, но при этом стоящую как бы между светской и духовной литературой. Во многих песнях на его стихи, а их уже целых 45(!), я даже для себя не могу четко определить жанр. Действительно что-то между светским и духовным. А про некоторые из песен могу сказать, что совершенно не представляю, как они могли появиться в моей голове. Тут уж точно не без вмешательства Господа.

Кроме тех, о ком я уже упомянула, это и Вета Моор, и Павел Плюхин, Геннадий Каркишко, Сергей Козлов, Вера Худякова… Всех поэтов, к творчеству которых я обращалась, действительно люблю, а некоторых очень люблю — они ведь мои вдохновители! Хотя некоторые даже об этом и не подозревают. Никакого плана или особенной цели писать во что бы то ни стало только на стихи тюменских поэтов у меня нет. Так получается. Просто когда я приехала в Тюмень, то, естественно, мне стали попадаться сборники стихов местных авторов. И стихи я читаю именно через призму музыки, как бы вслушиваясь, как они будут звучать. Кстати, здесь важно для меня впечатление, полученное от первого знакомства… Но кто знает, может, завтра я погружусь в поэзию Африки, Гийома Аполлинера или Варлама Шаламова…

Вообще, песни я пишу практически всю свою жизнь. Когда-то больше, когда-то меньше. Были и перерывы — три, пять, шесть лет, когда я работала над хоровой музыкой. Но с 2012 года появляется очень много песен. Это не связано ни с коммерцией, ни с чем-то еще. Просто сложился круг поэтов, чьи произведения мне нравятся, многих авторов я знаю лично. Причем на концертах я всегда акцентирую внимание на авторах стихов. Не потому, что меня об этом кто-то просит или обязывает. А потому, что считаю их соавторами. Мы все должны знать современных поэтов, тем более своих земляков.

— Скажите, а возможно уже сделать отдельный концерт в большом зале с этими песнями?

— Наверное, можно! Но организация концертов, продюсирование — это нечто другое. Ко мне иногда приходят какие-то люди и говорят: «Вот я написал несколько песен». Им хочется, чтобы я помогла им с ними куда-то продвинуться. Но это точно не ко мне. Основная моя работа — это педагогика. И она забирает много времени и сил. Но без этого никуда. Потому что мое творчество никоим образом меня не кормит. И пишу я не для денег, а просто потому, что не могу этого не делать! И всегда рада, когда мои песни кто-то исполняет. Есть записи, есть ноты. Студенты интересуются моим творчеством, говорят, есть даже очередь на мои произведения. Но в этом направлении тоже нужно работать. Причем целенаправленно. И все-таки чаще всего мои песни звучат в авторском исполнении — это выступления на сборных концертах или в литературно-музыкальных гостиных, в отдельных концертах или просто на «квартирниках», где собирается определенный круг лиц, которые любят послушать живую музыку, стихи, пообщаться.

Кроме того, одной небольшой компанией мы ездим по области, посещаем разные села, деревни, выступаем в различных ДК, музыкальных школах. Слушателей, я вам скажу, не очень много — максимум человек 50–70. Хотя иногда бывает и 20 человек придет. Но это не имеет значения — концерт состоится в любом случае. Даже для трех человек. А бывало, что после основного концерта заходим в гости к какой-нибудь бабушке, которая не может выйти из дому, и поем практически только для нее весь концерт заново.

— Может быть, проще выпускать диски? Я бы обязательно приобрел такой диск…

— После выступлений поклонники постоянно спрашивают: где можно купить ваши диски? Потому что, как они говорят, «на концерте послушать, а дома наслушаться». Поэтому многое уже для этого сделано. Но песен слишком много, и все их так сразу не запишешь. В настоящее время уже записано в студии более 30 песен, составлено шесть тематических дисков, в каждый из которых входит примерно по 20 песен: песни о любви, песни «за жизнь» или песни гражданского звучания, песни о войне, песни на стихи Ольги Чернышовой, Василия Полушкина и Ольги Ожгибесовой. Возможно, это будут отдельные альбомы, а возможно, двойные или тройные.

Все дело в том, что сочинение музыки, как ни парадоксально это прозвучит, не является основным видом моей деятельности. Он любимый, но не основной. Делаю я это тогда, когда образовалось свободное от работы время. При этом сочинить — это «ерунда» по сравнению с тем, что текст нужно элементарно набрать в нотном редакторе, чтобы потом напечатать или записать в аудиоформате. На это уходит гораздо больше времени, которого катастрофически не хватает. К тому же нужно не только определиться с концепцией, но и найти тех, кто это профинансирует. Поэтому подобные проекты двигаются очень медленно.

— Екатерина, над чем вы обычно размышляете, во что верите, на что надеетесь?

— Время сегодня не идет, а летит, и жизнь, к сожалению, такова, что некогда размышлять, надо просто делать… Хорошо, если попадаешь в «яблочко», а бывает и такое, что приходится ошибки исправлять… Опять же, по моему стойкому убеждению, у художника должно быть больше возможности созерцать. Должно быть свободное время для «полета мысли». Но чаще бывает так, что абстрагироваться от действительности очень сложно. Особенно когда семья, дети, работа, которые требуют много времени, сил и внимания. Невозможно варить кашу, проверять домашнее задание у ребенка и при этом где-то на периферии сознания обдумывать мотивчик для новой песни. Но, кстати, были и такие случаи. Например, практически весь цикл «Четыре духовных хора» я писала со старшим сыном, тогда еще маленьким, на коленях.

В последнее время удручает, конечно, состояние образования и здравоохранения. В этих сферах постоянно предпринимаются какие-то шаги, но лучше все же не становится. Но все равно я надеюсь на лучшее.

— Наверное, высшая цель творчества — очеловечивать людей, тогда и проблем в жизни будет меньше…

— Согласна. Музыка должна заставлять страдать, оставлять след в душе, поднимать человека над собой. А для автора-исполнителя песня — это как раз возможность высказать то, чем ты живешь, о чем думаешь и мечтаешь. И хочу сказать, что моя музыка идет от сердца, — это правда. И я надеюсь, что она обязательно дойдет до сердец слушателей.




Партнеры