Экономика переходит на «цифру»

В Тюмени обсудили плюсы и минусы цифровизации экономики

24 мая 2017 в 07:35, просмотров: 1941

Какие процессы цифровизации окажут наиболее существенное влияние на жизнедеятельность граждан? Какие угрозы перехода к цифровой экономике наиболее актуальны? Какими базовыми навыками должны обладать граждане в цифровой экономике? Какие элементы инфраструктуры цифровой экономики являются драйверами экономического развития?

Экономика переходит на «цифру»

На все эти вопросы постарались ответить эксперты — участники заседания на тему «Реализация потенциала молодежи в научно-технической сфере в условиях цифровизации экономики России». Оно состоялось на минувшей неделе в Тюменском технопарке по инициативе регионального отделения Общероссийского Народного фронта (ОНФ) в Тюменской области. Разговор получился ярким, насыщенным, интересным.

Бионические протезы для инвалидов, которые реагируют на нервные импульсы, электронные учебники для слепых, постановка на учет и налогообложение неучтенных земельных участков — это все примеры продукции цифровой экономики. Клиент выбрал по каталогу обувь, послал свои мерки дизайнеру (или сам сделал модель), скачал файл и отправил его в ближайшую 3D-мастерскую для печати. Мастерская доставила ему ботинки, сделанные в единственном экземпляре и идеально садящиеся на ногу. Это все примеры цифровой экономики, и таких примеров — миллионы, вплоть до 3D-печати внутренних органов, зданий, продуктов питания.

Руководитель Центра мониторинга технологической модернизации и научно-технического развития ОНФ Анна Заборенко пояснила, почему именно Тюмень стала площадкой для такого обсуждения.

— Тюмень известна далеко за ее пределами своими инициативами для молодежи, школьников и студентов. На примере Тюменской области мы рассчитываем рассмот­реть наиболее успешные практики, изучить их и предложить транслировать по регионам России. На эту тему состоялся уже цикл мероприятий, в частности, в Татарстане, Самаре. На очереди — другие регионы, — сказала она.

Анна Заборенко отметила, что в Государственной Думе РФ создана специальная группа по разработке и рассмотрению законодательных инициатив, посвященных цифровой трансформации отраслей. Уже 1 июня 2017 года Президенту России будет представлена на рассмотрение программа «Цифровая экономика».

При этом нам всем важно понять, что это такое, как встраиваться в цифровую экономику, какие у нас есть возможности и проблемы и как их решать. Речь идет о самореализации молодежи, эффективности системы образования, инфраструктуре по поддержке молодежи и ее проектов, занятости населения в условиях цифровизации экономики и возможного сокращения рабочих мест.

Основная проблема — трудности прогнозирования. Что будет с занятостью населения? Что будет представлять собой рынок труда? Какие специалисты будут востребованы? Официального прогноза пока не существует, поэтому общественность и экспертное сообщество стараются самостоятельно найти ответы на вызовы времени.

Учиться и ещё раз учиться

Цифровые технологии меняют нашу жизнь так быстро, что необходимость получать новые знания уже никем не оспаривается. Цифровые технологии оказывают влияние на всю структуру экономических и общественных отношений. Увеличивается число горизонтальных связей — между предприятиями, гражданами, органами власти, различными сообществами. Шесть миллионов рабочих мест, которые ныне существуют в структуре экономики, исчезнут совсем. И более 20 млн рабочих мест претерпят существенные изменения. Одновременно будут создаваться новые рабочие места. Экспертам известно, что каждые три года появляются более 500 новых специальностей. Всего их 50 тысяч. А специализаций — более пяти миллионов. Насколько готова в этих условиях система образования воспроизводить востребованные экономикой кадры? И каков уровень инфраструктуры по поддержке инновационных проектов? Отвечает ли она современным трендам?

Сопредседатель регионального отделения ОНФ в Тюменской области, ректор Тюменского областного государственного института развития регионального образования (ТОГИРРО) Ольга Ройтблат считает, что ответы на сложные вопросы нужно искать вместе. У региона появилась возможность познакомиться с опытом Москвы, Казани, Самары в развитии цифровой экономики.

— В любом случае все начинается с системы образования, потому что просто так, ниоткуда, новая экономика не родится. Поскольку наш регион — регион интенсивного развития, нам нужны новые кадры, новые знания. И мы ведем эту работу в школах, средних специальных учебных заведениях и вузах. Тем более на территории региона работают такие флагманы экономики, как компании «СИБУР» и «Газпром», НК «Роснефть» и другие, а им нужны высококвалифицированные специалисты. В этой связи мы создали профильные классы, классы робототехники и программирования, лаборатории, открыли областную физико-математическую школу, Политехническую школу, — рассказала Ольга Ройтблат.

От простого к сложному

Директор Регионального информационно-образовательного центра Татьяна Беляева сообщила, что еще в 2015 году в Тюмени были открыты два пилотных класса — «РобоЛаб» и «АйтиЛаб». На данный момент таких классов в регионе уже 14 — пять по робототехнике и девять — по программированию. В них зачислено около 900 детей. Они работают на лазерных, фрезерных станках, 3D-принтерах, изу­чают языки программирования. Все образовательные программы заканчиваются проектной работой, то есть каждый школьник работает над собственным проектом — роботом либо мобильным приложением.

Следующий этап обучения — проектная лаборатория, открытая совместно с Центром молодежного инновационного творчества. Ее предназначение — продвижение наиболее успешных проектов с целью возможной коммерциализации. Причем к работе над проектами привлекаются студенты, и эта работа ведется в сотрудничестве с заказчиками — предприятиями Тюменской области.

В текущем году Тюменская область заключила соглашение с транснациональной компанией «Яндекс»: преподаватели будут обучать тюменских школьников языкам программирования, которые используются в разработках Яндекса. Школьники, которые хотят развиваться в данном направлении дальше, могут это сделать в Тюменском государственном и Тюменском индустриальном университетах: там созданы соответствующие кафедры — мехатроники и 1С-программирования.

Таким образом, в регионе выстроена стройная система приобретения школьниками новых технических компетенций. 

Начальник управления промышленности и предпринимательства департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Антон Машуков добавил, что в регионе активно решается задача по развитию IT-отрасли, есть настрой на то, чтобы привлечь в область IT-компанию, имеющую мировую известность. Он напомнил, что в Тюмени открыт первый IT-инкубатор. Там создано 75 рабочих мест, и до конца года будет создано еще столько же. Компания Esoft занимается не только разработкой программного обеспечения, но и реализует для студентов образовательные программы в области программирования.

25 мая в Тюмени в сотрудничестве с немецкой компанией SAP откроется коворкинг-центр, где авторы различных IT-проектов смогут продолжить над ними работу и вывести их на уровень стартапов. При поступлении на техническую специальность наиболее успешные ребята могут получить десять баллов к ЕГЭ, а в скором будущем планируется учредить для выпускников «РобоЛабов» и проектных лабораторий стипендию Тюменского технопарка. Все это делается для того, чтобы удержать таланты на Тюменской земле и чтобы способные ребята поняли: они нужны региону.

Необходим проектный подход

По поводу поднятых проблем также высказались заместитель генерального директора компании «Совзонд» Максим Болтачев (Москва), заместитель директора по развитию НИТУ «МИСиС» Иван Копытов (Москва), врач Федерального центра нейрохирургии Андрей Шапкин (Тюмень), директор ООО «Сибирские инновации» Айдар Фахрутдинов (Тюмень) и другие эксперты.

— Очень хорошо, что мы ушли от обсуждения вопросов развития сетей, скорости работы Интернета и вышли на другой уровень — уровень создания IT-продуктов, мягкой инфраструктуры, платформенных решений. В России уже много чего есть: человек нажимает кнопку — и к дому подъезжает такси, или на даче включается теплый пол. По сути, это автоматизация сложных процессов. Это позволяет поднять уровень жизни людей, — отметил замдиректора Фонда развития интернет-инициатив (Москва) Дмитрий Павлюченков.

По его словам, важно помнить о такой проблеме, как «цифровое неравенство». Так, автомобили будущего будут ездить самостоятельно, с помощью искусственного интеллекта, и, значит, огромное число водителей окажутся безработными. Герман Греф, президент, председатель правления Сбербанка России, рассказывает о трех тысячах юристов, которых он будет вынужден сократить, потому что эта работа также будет автоматизирована. И для людей нужно будет искать другие формы деятельности. При этом старшее поколение не должно терять возможность интеграции в социум. Придется расширять рамки образования, и сейчас идут дискуссии, как эту новую систему образования вы­строить. Люди будут развиваться в тех направлениях, где у них нет опыта: в творческих профессиях, исследовательской работе, предпринимательстве и изобретательстве. Это та зона, где человечество еще как-то сможет конкурировать с машинами.

Руководитель Индустриального парка «Генезис» Святослав Пинигин (Тюмень) главной проблемой назвал отсутствие видимой архитектуры стратегических решений. Это приводит к утрированному использованию чужих инноваций, поиску «халявных» денег.

— Инновационное предприятие по подбору туров для отдыхающих — ну что это за инновация? Кому она нужна? — саркастически заметил он.

Инновация — это новый ответ на старый вопрос. Историю вопроса знают только люди с опытом, инженерным и жизненным, а вовсе не начинающие ученые. В США только пять процентов открытий совершены людьми до 30 лет. Средний возраст ученых, на которых приходится основная масса инноваций, — 47 лет.

В рамках развития частного индустриального парка Святослав Пинигин ежедневно общается с авторами стартапов.

— И я вижу огромную проблему с непроработанностью проектов как таковых, плагиатом идей, аналогостроением, — сказал он.

Любой ответ на сложный вопрос требует самого вопроса. Святослав Пинигин — сторонник того, чтобы государство модерировало этот процесс и ставило задачи.

— Мы не столько производим, сколько торгуем. Как торговать, учат на каждом углу. В отличие от того, как производить и создавать что-то новое. И это еще одна серьезнейшая проблема. В чем заключается положительный опыт страны Советов? Государство поставило задачу создания ядерного оружия — специалисты решили. Замахнулось на космос — то же самое. Если процесс пущен на самотек, это мало что меняет. Выход один — проектный подход. Постановка перед сообществом инноваторов глобальных задач. Такой опыт у нас есть, и его необходимо использовать, — считает бизнесмен.

Анна Заборенко согласилась, что пора прекратить разговоры о предоставлении инновационным предприятиям льготной аренды, налоговых послаблений, бухгалтерских услуг и прочем. Важно видеть результаты, то, как инновационные предприятия развивают экономику региона, какой эффект приносят.




Партнеры