Мария Мухамадиева: «Детей важно удивлять и направлять»

3–8 апреля в Москве состоялся Всероссийский конкурс «Педагогический дебют — 2017». Впервые он проводился в 2006 году. Главной площадкой для проведения конкурса стала гимназия №1518 г. Москвы. Принять участие в мероприятии могут молодые учителя всех образовательных учреждений страны, педагогический стаж которых не превышает пяти лет.

Мария Мухамадиева: «Детей важно удивлять и направлять»
Фото из личного архива Марии Мухамадиевой.

Лауреатом конкурса в номинации «Молодые учителя» в этом году стала учитель русского языка и литературы школы №22 г. Тюмени Мария Мухамадиева.

— Мария, вы помните ваши первые соображения о том, куда пойти учиться?

— Я всегда любила русский язык и литературу. И когда решила поступать в университет, то выбирала между журналистикой и филологией. Окончив ТюмГУ, не сразу отправилась в школу. Остро стоял денежный вопрос, на последних курсах я уже подрабатывала и поэтому ушла трудиться в одну частную компанию. Но после беременности и рождения моего сыночка я полностью ушла в педагогику.

— Вы сразу же пришли в школу №22?

— Да! Я отправила свое резюме в разные школы. Но встретилась с завучем школы №22 Татьяной Васильевной Ряполовой и поняла: вот тот учитель, тот педагог, с которым мне бы хотелось работать. Она меня как-то сразу приняла, даже приобняла, приободрила. Хотя здесь был конкурс на мою должность.

— А у вас опыта педагогической деятельности не было?..

— Не было! Мне тут же задали вопрос, почему я решила вернуться в педагогику? На что я ответила: «А почему бы не попробовать?». Не зря же я училась! А во-вторых, это же интересно! Плюс я творческий человек. А каждый урок – это творчество.

— Между картинкой, что сложилась у вас в голове, и реальной школой — большая разница?

— Большая! Я почувствовала огромную ответственность. Тем более мой предмет – в ряду самых важных и нужных. Будучи студентом, не осознаешь своей миссии. Взялась учить пятые, шестые, седьмые классы. Это совершенно новые ощущения. При этом испытала истинное счастье, увидев, что дети начали откликаться, рассказывать о том, что им действительно интересно на уроках.

— Наверное, такая ситуация возникает, когда педагог не просто приходит в школу провести урок, а ставит перед собой некую сверхзадачу…

— Конечно! Я хочу научить детей пользоваться поступающей к ним информацией, отличать полезную от неполезной. Нам важно, чтобы каждый ученик по выходе из школы мог применить полученные в классе знания. Поэтому мы нередко разбираем с ними тот или иной медиатекст – из соцсетей, рекламы, с каких-то сайтов. Дети не умеют обрабатывать информацию, отличать правду от лжи. А лживых текстов много, и многие верят написанному. Кроме того, нынешние дети через одного что-то пишут в соцсетях, ведут какие-то блоги. И я учу их правильно оформлять свои мысли.

— Есть у нынешних детей тяга к знаниям? Насколько они мотивированы, допустим, к изучению русского языка?

— Некоторые люди говорят: «Наше поколение было другим: мы больше читали, знали, умели». Говорить о том, какое поколение было лучше, наверное, глупо. Просто нынешние дети смотрят на окружающий мир по-другому. Они тоже читают, только не так, как их родители, – выискивая интересные книги. Информация к ним поступает со всех сторон. Я думаю, что детей нужно просто правильно направить. Показать, что русский язык – это прикладная дисциплина, и она им в жизни будет необходима. Дети в поиске. Они же себя ищут!

— В школе вы всего второй год, но, мне кажется, вы уже успели заразить их энергетикой, которая идет от языка, от книги, от текста. С чем связаны ваши личные интересы?

— Я люблю спорт, горные лыжи, в частности. Мои дети видят, что происходит у меня в соцсетях. Важно быть разносторонним человеком. Быть учителем не означает просто стоять у доски и вещать, как радио. Они не будут это слушать. Им интересно, что происходит у меня во внешкольной жизни. И все же я разграничиваю «мое» и «наше».

— Как случилось, что вы приняли участие в конкурсе «Педагогический дебют — 2017»?

— Поначалу коллеги предложили мне поучаствовать в конкурсе «Учитель года». Но я отработала всего год и по положению конкурса не смогла бы принять в нем участие. А вот «Педагогический дебют» был в самый раз. Я сразу же подготовила и отправила в Москву все свои работы: эссе на тему «Мои инновационные подходы в образовании», творческую работу в свободной форме, разработки урока и образовательного проекта, посвященного Году экологии, идеи для внеклассных занятий. Это целый список. Отправила и успокоилась, даже не надеясь, что придет какой-то ответ.

— Какие подходы вы изложили в своем эссе?

— Это были мои основные методические приемы на уроках литературы. Я нередко погружаю учащихся в текст при помощи инсценирования фрагментов. Показываю отрывки из кинофильмов, созданных на основе того или иного произведения. Причем без звука. Дети при этом выступают в той или иной роли, читают некий закадровый текст. Это называется кинопедагогика. Дети очень любят такой прием, как синквейн. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которое позволяет передать суть изученного на уроке материала. И это весьма творческая работа.

— Когда стало известно, что вы прошли в очный этап конкурса?

— В конце февраля. Были названы имена семидесяти трех молодых педагогов со всей России, в том числе двух из Тюменской области: мое и моего коллеги из Тобольска, учителя истории. А всего на конкурс было подано около восьмисот заявок. После чего мне стало страшновато. Нам тут же выслали требования для участия в очном этапе, и я начала готовиться.

— В чем была суть заданий?

— Нужно было провести открытый урок, поделиться опытом в рамках методического семинара и подготовить публичное выступление. В жюри находились четыре-пять человек. Приятно удивил тот факт, что все детки были очень подготовленными. Некоторые просто блистали. Даже помогали учителю. И я это видела собственными глазами. То есть порой они знали больше учителя.

— Какой теме вы посвятили свое публичное выступление?

— Работе с семьей. Обычно родители школьников говорят о том, что школа плохо воспитывает. А педагоги считают, что все идет из семьи. И круг замыкается. В этой ситуации самое главное, на мой взгляд, прийти к партнерским отношениям с родителями. Они не изучали педагогику, они опираются лишь на свой личный опыт и воспитывают детей методом проб и ошибок. А квалифицированный педагог – это все-таки профессия и призвание, поэтому педагоги обязаны помогать родителям в воспитании успешной личности.

Особая должность – классный руководитель. У нас их не готовят. Выдают диплом учителя-предметника и все. Он приходит в школу, ему дают класс, и он не знает, что с ним делать. В среднем это 25 детей, а к ним плюсом 50 родителей. Да еще бабушки с дедушками. И я попыталась заострить внимание членов жюри на этой проблеме. Мне кажется, соответствующие компетенции будущему классному руководителю нужно давать еще в университете.

— Где и как проходило награждение победителей конкурса?

— Это было в одном из залов Государственной Думы России. В числе лауреатов было названо мое имя. Перед самым выходом на сцену я сломала каблук. Мне пришлось переобуваться. В результате я вышла на сцену в черном платье и белых туфлях. Там мне вручили диплом и медаль лауреата. На это время я абстрагировалась. Все эмоции были потом. Следом на сцену в числе лауреатов вышла еще одна тюменка — Самал Садубова, педагог-психолог детского сада №186. Я безумно за нее рада! Участие в конкурсе – это очень хороший опыт. Опыт самопреодоления, возможность повысить педагогическую компетентность. Столько интересных методик! Это важно для каждого учителя. Потому что если мы горим, то и дети горят вместе с нами, радуются жизни, стремятся достичь какой-то большой цели.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру