Туристами не рождаются, ими становятся

Тихие закаты, звонкие восходы

На площадке ОАО «Тюменская ярмарка» на улице Севастопольской прошла крупнейшая выставка «Туризм-2017. Спорт. Отдых. Охота. Рыбалка».

Тихие закаты, звонкие восходы
Наталья Елисеева в маральнике охотхозяйства «Дубровное». Фото автора.

На выставке были размещены туристические программы и товары, инвентарь и транспортные средства для рыболовства и охоты, различные аксессуары, спецодежда и спецснаряжение, представлены семейный и детский отдых, круизы, автобусные и экологические туры, отдых в Крыму.

Что касается въездного туризма, то, по мнению специалистов, тут пальму первенства, безусловно, держит Тобольск, где выстроено целое ожерелье музеев, включая Тобольский кремль. Можно сказать, что это центр культурно-познавательного туризма в Тюменской области.

Далеко за пределами региона славится тюменская база отдыха «Верхний бор» с ее горячим источником. Заполняемость здешней гостиницы всегда очень высокая. Это полноценный тюменский курорт, где есть спа-отель, два термальных бассейна, хамам, финская, инфракрасная сауны, джакузи, купели, летний пляж с ежедневной посещаемостью от четырех до шести тысяч человек.

Добавим, что в 2015 году в Ялуторовском районе открылся еще один термальный парк — «Фешенель». А в Заречной части Тюмени ныне идет строительство крупнейшего в России развлекательно-оздоровительного комплекса «Аквамарин».

Наиболее устойчивый интерес у туристов вызывают памятники природы, например, Марьино ущелье в Исетском районе, остров Таволжан в Сладковском районе. Многие едут туда не только рады красоты пейзажей, но и для того, чтобы узнать о природе больше, чем о ней знают все остальные.

Привлекают туристов Ялуторовский острог, туркомплекс «Южное» в Исетском районе, лосиная ферма «Турнаево» в Нижнетавдинском.

Тюмень — это еще и уникальные памятники сибирского деревянного зодчества. В одном из таких памятников, старинном купеческом доме расположен творческий центр «Дом Буркова». Там предлагают мастер-классы по изготовлению народной куклы, ткачеству, резьбе по дереву, лозоплетению, а также обучение пению, игре на гармони, балалайке, гитаре, ложках.

В последние годы в регионе активно развивается охотничий туризм. По словам Натальи Елисеевой, организатора коммерческой охоты, разработчика IT-проекта по онлайн-поиску и бронированию охотничьих туров, в регионе около десятка весьма развитых охотхозяйств.

— Они готовы принимать туристов, охотников, любителей природы. Кое-где хорошие условия, горячая вода, Интернет, вездеходы, — рассказала Наталья. — В Нижнетавдинский район ездят поохотиться на трофейного лося, в Ишимский — на косулю. Сладковский район, охотбаза «Дубровное» — очень красивое место! Идеальное и редкое сочетание — роскошь и уединение. Попробовать блюда из дичи, понаблюдать за маралами в природных условиях, покормить их, пофотографировать… Здесь отдыхали Леонид Якубович, Юрий Николаев, Никита Михалков, многие иностранцы. 

В Казанском районе хорошая инфраструктура, профессиональные егеря в охотхозяйствах «Белая сопка», «Сибирь». База отдыха «Березовка» в Упоровском районе предлагает экологический отдых, охоту на фазана, баню с горячим источником, верблюжью ферму, зоопарк. В Голышмановском районе славится охотхозяйство «Казачье подворье», там проходит традиционная царская охота с борзыми и гончими.

Увековечьте свой трофей

С охотой тесно связана тема таксидермии (изготовление чучел животных). Мастер и чемпион в этом искусстве Ильнур Халитов таксидермией занимается давно. По его словам, это неотъемлемая часть охотничьего туризма. Африканские сафари попросту не обходятся без таксидермии. Ведь цель охоты в чем? В трофеях. И каждый трофей хочется увековечить, запечатлеть, где, как и когда он был добыт.

— У каждого рыбака, охотника есть свои трофеи. И появляется желание рассказать о них друзьям, родственникам. Обращаются к таксидермисту. Однажды ко мне пришел рыбак, принес обычного окуня, не очень большого, граммов 150–200. Спрашиваю: «И зачем он вам?» Говорит: «Понимаете, меня за этим окунем увезли на снегоходе за триста километров. Я целый день просидел на озере в мороз и поймал вот этого одного окуня!». Поэтому каждый раз это масса эмоций... На Западе у многих в домах есть трофейные комнаты. Там собирается мужская компания, люди сидят, что-то обсуждают, делятся новостями. И при этом они могут продемонстрировать друг другу свои трофеи, а не просто о них рассказать или показать фотографии. Это часть их культуры, которая не чужда и россиянам, — рассказал Ильнур.

Таксидермист — это совокупность многих профессий. Он должен быть химиком, биологом, зоологом, плотником, художником, знатоком современных материалов и препаратов. Так что это редкая специальность — таксидермистов в России не наберется и сотни.

— Многие обращаются с просьбой научить таксидермии. А это то же самое, что научить живописи или игре на музыкальных инструментах. Необходимо обладать стремлением, желанием, усидчивостью. Секреты нашего ремесла передаются только от мастера к ученику. Потому что даже профессиональные мастера-таксидермисты учатся всю жизнь, — поделился собеседник.

Кстати, в разных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону — проходят чемпионаты стран СНГ по таксидермии. Есть планы провести такие состязания в Тюмени в 2018 году. Ильнур Халитов и его коллеги обязательно примут в них участие.

— Если власти поддержат и нам удастся провести данное мероприятие, это будет шикарно! Такие чемпионаты собирают вместе новых людей, мастеров, охотников, рыболовов, туристов, любителей природы. А судьи при этом делятся с ними своим мастерством и опытом. Кстати, мастерство российских таксидермистов растет год от года. Мы уже уверенно выступаем на европейских и мировых чемпионатах, — отметил он.

Своими ножками…

Один из ярчайших представителей туристской отрасли региона, руководитель клуба «Экотур-72» Павел Ситников подчеркивает:

— Тюменский туризм развивается, несмотря на кризисы, во всех отношениях. И наш клуб, в частности, который не зависит ни от валютного курса, ни от погоды, ни от государства.

— Павел Сергеевич, чем ваши маршруты привлекают туристов?

— Во-первых, путешествуя самостоятельно, они максимум насладились бы красотой пейзажа. В рамках экотуров они узнают о природе в сто раз больше. Я знакомлю их с конкретными видами растений и животных, местами, о которых они ничего не узнали бы даже в сети Интернет. В Сибири таких мест хватает. И слава богу! Во-вторых, домой мои туристы привозят собственноручно найденные сувениры — редкие минералы, кости древних животных. Помимо того, каждому туристу я вручаю в подарок DVD-диск с фотографиями, сделанными на профессиональной аппаратуре с идеальной цветопередачей. Для человека это просто шикарная память.

Что касается «фирменных» тюменских маршрутов, самый короткий из них — в район п. Винзили на Кыштырлинский карьер. Он хоть и рукотворный, но ежегодно мы находим там что-то новенькое. Это морские ракушки, зубы акул, красивейшие кристаллы гипса, они красивее горного хрусталя. В прошлом году я собрал там целую коллекцию гигантских ракушек весом до десяти и более килограммов, видовую принадлежность которых ученые не могут определить до сих пор. Это еще неизвестный науке класс двустворчатых моллюсков.

— Получается, мы сейчас живем на дне древнейшего океана?

— Да! Только в одном месте это дно на глубине полутора километров, а в другом — оно почти на поверхности, как в Винзилях. И это место можно назвать уникальным. Аналогичные территории есть и в других районах региона. В Упоровском районе река Тобол размыла древний слой, и на глубине всего в метр мы также находили окаменевшие морские ракушки, зубы акул. Им около 40 миллионов лет.

— Павел Сергеевич, а кроме вас какие-то научно-исследовательские организации интересуются этими древними слоями?

— Я бы так сказал: они интересуются мной. То есть я выступаю как наводчик. Как-то я рассказал о наших открытиях палеонтологам Музея Природы и Человека в Ханты-Мансийске, они страшно заинтересовались этой информацией. Ведь у нас находят и морских черепах, и позвонки древних акул, и кости пещерных львов. Бивни мамонта в регионе находят ежедневно. Палеонтологи в шоке от такой статистики. Самые редкие кости, например, гигантского сибирского эласмотерия (род ископаемых носорогов, обитавших в Евразии. — Прим. ред.), я стараюсь передавать в музеи. Самые богатые в этом плане музей села Абатского, наш краеведческий и зоомузей Института экологии растений и животных в Екатеринбурге.

— Кто участники ваших экотуров?

— Что касается коротких дистанций, туда могут по­ехать все: и дети, и пенсионеры. Это формат семейного отдыха, и он не менее важен: родители должны показать детям, как надо жить и путешествовать — без табака, без спиртного, не оставляя после себя ни грамма мусора. Придерживаться этих принципов тяжело, но мы будем их соблюдать. Ведь что происходит ныне на озере Байкал? Отдыхающие вырубают живые деревья, в воду опускают бутылки с пивом… Смотришь на такие картинки — жуть! И перевоспитывать этих людей бесполезно. Перевоспитывать можно только своих близких, своих детей — личным примером. Если говорить о более длительных по времени маршрутах, то в них участвуют в основном люди примерно от 30 до 40 лет, более-менее обеспеченные, состоявшиеся, которые могут позволить себе взять отпуск и денежные затраты. Маленьких детей в длительный тур не возьмешь, потому что там серьезные физические нагрузки, да и в гостиницах мы, сами понимаете, не останавливаемся.

— Чему посвящена тематика длинных дистанций? 

— Самые крупные туры — две-три недели — связаны с темой «непознанного», поисками свидетельств доисторических цивилизаций. Так получается, что мы их находим — и в Карелии, и в горной Шории (Кемеровская область), и даже в районе Нового Уренгоя, где обнаружены камни халцедона с рукотворными рунами. И каждый раз это что-то совершенно новое, то, чего до нас никто не находил. Нынче поедем на дно Аральского моря, о котором ходят слухи, что это древнейший карьер. Будут два тура в Южный Казахстан, Чарынский каньон с его долиной замков и Иргизский район Актюбинской области, где расположен гигантский метеоритный кратер Жаманшин диаметром 16 километров. Это наша фишка: пролагать тропы туда, где нет тур­операторов и куда еще не ступала нога человека. Похожую деятельность, причем иногда даже менее успешную, ведет только научно-исследовательская экспедиция «Космопоиск».

P.S. Традиционно на выставке, посвященной туризму, отдыху, рыбалке и охоте, размещают свои экспозиции до 60 участников, в том числе из других регионов России. Данную площадку во время ее работы посещают примерно около пяти тысяч человек.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру