Спектакль, который выбрали зрители

В начале марта тюменскую публику приглашают на необычную премьеру

Напомним, в октябре прошлого года в Тюменском драматическом театре состоялся первый фестиваль-лаборатория современной драматургии «КиноТеатр. Современная пьеса на сцене и экране». В течение четырех дней приглашенные режиссеры совместно с тюменскими актерами трудились над подготовкой тридцатиминутных эскизов спектаклей.

В начале марта тюменскую публику приглашают на необычную премьеру
Фото пресс-службы Тюменского драматического театра.

После каждого показа немногочисленные зрители могли высказать свое мнение: оставить эскиз в том виде, в котором его показали, вообще снять его с показа либо доработать и поставить полноценный спектакль. По результатам зрительского голосования победу одержал эскиз «Грязнуля» в постановке режиссера из Санкт-Петербурга Романа Габриа.

Как часто практикуютcя подобного рода эксперименты? Это первый такой опыт, сообщили в пресс-службе театра. А дальше будет видно. Все зависит от результата и зрительских оценок. Уже 1, 2, 22 и 27 марта тюменская публика первой увидит полноценный спектакль «Грязнуля» на малой сцене Тюменского драматического театра, где будет работать вся постановочная команда.

Пьесу, и даже не пьесу, а просто текст, драматургически насыщенный, неспокойный, нервный, написал молодой белорусский драматург Константин Стешик. Прозаик и поэт, автор сценария к фильму «Диалоги», в котором снимался Владимир Меньшов. Вот что написал о Стешике театральный критик Павел Руднев: «Постоянно уходящий в себя, сумрачный драматург, кажется, имеет сложности в общении с миром. Но это иллюзия. Одна из самых удивительных потаенных сторон Стешика – умение убеждать. Если бы он не занялся драматургией, то был бы радикальным священником».

Обычно публика просит серьезных произведений, которые прошли сквозь сито времени и не растворились в потоках событий. Вот и Роман Габриа немного волнуется.

– С новой современной драмой я до сих пор не работал, – сообщил он. – И когда мне позвонили из Тюмени и предложили сделать спектакль, я сначала засомневался. Но потом работа Стешика чем-то меня зацепила. В жизни моего хорошего друга был подобный случай, похожий сюжет, о котором рассказал драматург.

То, что написал Константин Стешик, – это прозаический текст объемом 10–15 страниц, поток внутреннего сознания главного героя. Он анализирует несколько последних прожитых им дней. И находит внутри каждого дня, внутри каждой ситуации – на работе, дома, с друзьями – некие странности. И он не понимает, что происходит.

И все это длится очень долго. Внешне похоже на триллер, хоррор, где много тревожных ожиданий, напряженных предчувствий, как в фильмах Хичкока.

Главного героя зовут Макс. И он как будто бежит от себя.

– Мне думается, философия этого произведения такова, что человек не может убежать от своей сути, спрятаться от своих качеств. Главный герой очень честен в своем отношении к людям и к себе. Он маленький человек, интроверт, и все же эта история о каждом из нас. В ходе разговоров, обсуждений мы находим в себе схожие состояния, намерения, переживания, ожидания, – отметил режиссер.

Необычность спектакля в том, что все девять персонажей пьесы во главе с главным героем находятся на сцене от начала и до конца истории. Таким образом, все они пребывают в его сознании, снах, внутренних диалогах. В этой ситуации прорисовать все детали и линии роли каждому артисту – сложнейшая задача. Поэтому Роман Габриа придает репетиционному процессу особое значение. По его словам, замечательно поработали художник спектакля Павла Никитина из Санкт-Петербурга, вся постановочная команда. Благодаря этому актеры уходят то в лирику, то в пародию ужасов, вплоть до комедии.

Судя по тексту, персонажам этой истории нет и тридцати. Но у Романа Габриа все роли играют возрастные артисты. Главную исполняет Андрей Волошенко.

– Это прекрасный актер. С ним очень интересно работать. И таким образом я повысил смысловой уровень этой истории. В ходе работы мы расширили содержание текста. Например, стали использовать стихи и фейсбуковские посты драматурга. В пьесе появился новый персонаж в исполнении Сергея Белозерских. Это рассказчик, являющийся сутью самого автора. Затем мы добавили еще кое-что из русской классики, некие ссылки и цитаты из Чехова, Кальдерона, - рассказал Роман Габриа.

– Как в целом работается с тюменскими актерами?

– Замечательно! Нынешним репетициям предшествовал осенний фестиваль-лаборатория, который длился три дня. Они были тотальными, и у нас не было времени на притирки, недопонимание. Все нужно было сделать очень быстро.

– В чем идея того фестиваля?

– В Тюменском драматическом театре захотели обновить репертуар, пополнить его работами современных авторов. Зритель нелегко на это соглашается. А делать это надо. Эскизов было несколько. Но в случае с «Грязнулей» произошел какой-то резонанс.

– Почему Константин Стешик дал своей работе такое название – «Грязнуля»?

– Поначалу оно показалось мне недостаточно отражающим смысл истории. Мне хотелось его поменять. Но во время лабораторной работы проявилась простая суть: каждый из нас в чем-то грязнуля. Не в бытовом плане, а во внутреннем. Вот крошки на столе, вот невыброшенный мусор... А если все это находится внутри? К чему это приводит? Мне, конечно, хотелось бы, чтобы зритель принял участие в осмыслении этой истории.

– Каких зрителей вы ждете на спектакль?

– На этом спектакле я вижу публику от 35 лет и выше. С жизненным опытом. И все же хочется, чтобы пришли и молодые люди. Отвлеклись от Интернета, скоростей и попкорна. Мне кажется, этот спектакль еще должен найти своего зрителя. С одной стороны, мы используем в нем образы, которые понятны театральной публике, а с другой – он дышит современностью.

– После того как спектакль войдет в репертуар театра, какие у вас дальнейшие планы?

– Я вернусь в Тюмень для работы над следующей постановкой. Зрители увидят ее в следующем, юбилейном 160-м сезоне. Это будет уже русская классика на большой сцене, и в ней должна быть задействована большая часть тюменской труппы.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру