В Тюменском технопарке реализуется проект «Школа инновационного мышления»

Своим благополучием мы обязаны мыслителям

Его популярность в молодежной среде региона растет от того, что любой слушатель Школы может задать любой вопрос и высказать любое мнение по той или иной проблеме научно-технического прогресса.

Своим благополучием мы обязаны мыслителям
Сергей Гуржий расширяет кругозор аудитории. Фото Евгения Шарова.

Школа инновационного мышления — проект правительства Тюменской области, реализуемый на базе Тюменского технопарка. Целевая аудитория — студенты, резиденты технопарка, субъекты малого и среднего предпринимательства, активные люди, независимо от возраста и рода занятий.

В чем заключается сверхзадача проекта? Дать открытый бесплатный дос­туп к новым знаниям и навыкам, создать место, объединяющее людей ищущих, нестандартно мыслящих. Чуть погодя для них будет организован коворкинг-центр, пространство, где они смогут реализовывать свои идеи в сотрудничестве друг с другом.

Предоставив студентам возможность учиться и развиваться, организаторы надеются, что у них появятся интересные идеи, они смогут получить консультации и оценки экспертов. В будущем некоторые из участников Школы инновационного мышления, возможно, станут авторами инновационных проектов, пройдут конкурсную комиссию для получения статуса резидента бизнес-инкубатора. Следующим этапом может быть создание прототипа, поиск инвестора, получение статуса резидента в одном из индустриальных парков области. Такой алгоритм по созданию и выращиванию в регионе инновационных предприятий специалисты реализуют на базе Тюменского технопарка.

Школа инновационного мышления начала свою работу в декабре прошлого года. Каждое из трех мероприятий посетили около 70 человек. Есть те, кто посещает все занятия. Предприниматель со стажем, известный не только в регионе, но и за его пределами, Александр Андросов, руководитель ГК «Вертикальный мир», занимается рекламой, дизайном, конструкторскими решениями, брендированием. Александр посещает занятия в Школе на регулярной основе. 

— В силу специфики нашей работы мы часто сталкиваемся с проблемами, которые за нас никто другой не решит, — рассказал Александр Андросов. — Недавно к нам обратились с просьбой забрендировать объект в Обской губе — кран, который с берега подает топливо в танкеры. Другими словами, нанести на него логотип площадью 100 квадратных метров. Специалисты из Санкт-Петербурга и Москвы, оценив сложность задачи, отказались от ее выполнения. В итоге мы решили попробовать. И проблема была решена. Однако мне думается, что специальные знания могли бы повлиять на скорость решения этой проблемы. А так нам пришлось исследовать просторы Интернета, обзванивать специалистов и экспертов, искать способы выполнения поставленной задачи.

Заместитель генерального директора УК «Индустриальные парки Тюменской области» Ольга Романец, руководитель проекта «Школа инновационного мышления», отметила, что в течение 2017 года запланировано порядка 20–25 мероприятий в форматах онлайн и офлайн, лекций, вебинаров, конференций. Это возможность общения с выдающимися профессионалами в различных сферах деятельности. Помимо выступлений российских ученых, в течение года будут транслироваться лекции преподавателей из ведущих университетов мира. Договоренности уже достигнуты. Это своего рода эксклюзив, который будет доступен лишь для слушателей Школы инновационного мышления. Лекции планируют транслировать в режиме онлайн на площадках бизнес-инкубаторов Тобольска и Ишима. Конечная цель — активизировать инновационную деятельность в самых разных сферах, помочь пытливым студентам и работающей молодежи определиться с выбором любимого дела в том числе.

Впереди — новая эра

Как стать успешным в условиях неопределенности? Какие профессии будут востребованы в недалеком будущем? И как изменение технологического уклада повлияет на наш менталитет и образ жизни? На эти и другие вопросы развернутые ответы перед аудиторией молодых людей, студентов и предпринимателей на минувшей неделе дал генеральный директор автономной некоммерческой организации содействия инновациям «ТРИЗ-профи», вице-президент Международной общественной ассоциации профессиональных преподавателей, разработчиков и пользователей теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), основатель и научный руководитель международной Лаборатории образовательных технологий «Образование для Новой Эры» Анатолий Гин. 

На мероприятие зарегистрировались 165 человек, в том числе из Ишима и Тобольска.

Напомним, что Анатолий Гин — ведущий популяризатор теории решения изобретательских задач в России и мире, автор более десятка книг, изданных в 13 странах. С тюменцами он дружит давно, в частности, со Школой одаренных Тюменского государственного университета, где проводит семинары для учителей, родителей, учащихся.

— Нам очень приятно, что мы можем встретиться с ним на еще одной лекции, — отметила модератор мероприятия, директор Школы одаренных ТюмГУ Галина Матвеева.

Вот что рассказал Анатолий Гин.

Технологии меняют жизнь

— Самые крутые изменения в менталитете людей, способе их жизни зависели не от конкретных людей, а от технико-технологических изменений, происходящих в обществе. Когда-то люди научились плавить металл. И победили тех, кто этого не умел. Всадники, имеющие на седлах стремена, победили тех, у кого стремян не было. Мы изучаем историю королей, каких-то великих сражений. И при этом из поля нашего внимания совершенно ускользает тот факт, что побеждают не короли, а те, кто технически более развит. Даже такая простая вещь, как стремя, может стать инструментом истории.

И таких знаковых инструментов — великое множество. Например, паровоз. Проект строительства железных дорог очень сложно реализовывался. Испытывал на себе немалое сопротивление среды. И все же произвел тектонические сдвиги в общественной жизни, расширив торговое пространство, косвенно повлияв на рост промышленности и передел политико-экономической карты мира.

Как начиналась эпоха географических открытий? Точно так же. Новые технологии высвободили огромное количество рабочих рук. Людей посадили на корабли и отправили искать новые земли и добывать золото. То есть ничто так не влияет на наши коммуникации, как новые технологические решения.

Новые технологии порождают серьезные противоречия. В частности, нравственные ценности, сфера морали зачастую отстают от уровня развития технологий. Все современные тираны очень хорошо образованы и даже не лишены эстетического вкуса. И как следствие — развязывают войны, в которых гибнет большое количество людей.

Искусственный интеллект

— В настоящее время речь идет о новых прорывных технологиях, которые полностью изменят мир. В частности, это искусственный интеллект. Разработки в этой области начались еще в 50-е годы прошлого века. Все мечтали, что совсем скоро машины будут писать стихи, музыку, рисовать картины. В 70–80-е годы интерес к исследованиям упал из-за отсутствия практических результатов. А в 90-е годы снова возобновился из-за роста мощности компьютеров, появления новых возможностей и конструкций. Ежедневно появляются новости об изобретениях, связанных с искусственным интеллектом. Например, можно говорить с человеком на разных языках, а специальное устройство автоматически делает перевод.

В современном мире появление прорывной технологии тут же влечет за собой другие открытия. И скорость этого процесса только возрастает. Молодые поколения будут жить в мире нейросетей. Возможно, на руке у человека появится браслет, своего рода его альтер-эго, друг, секретарь, помощник, знающий о человеке все и подключенный к сети Интернет. Все это поменяет менталитет, воспитание, способы общения и образования.

Какие противоречия обострит внедрение искусственного интеллекта в нашу жизнь? «Золотой миллиард» станет жить еще лучше. Его интересы станут противоречить интересам остального населения Земли. В обществе возрастет конфликтность, склонность к терроризму, психической усталости.

Искусственный интеллект вытеснит из сферы производства массы людей. Два процента населения Земли смогут обеспечить все остальное население и продовольствием, и материальными ресурсами. Появится проблема управления жизнью, рисками, развитием цивилизации. Уже сейчас в Испании около 20% молодежи — безработные. И в ближайшие годы эта проблема может только обостриться. Появятся новые формы семьи. Они уже появились. В вузах будут обучать новым профессиям, которым еще и названия нет.

Что касается давней мечты человечества о том, что машины будут писать стихи и рисовать картины, то это очень простые виды творчества. Стихосложению можно обучить чуть ли не любого человека. Рисовать тоже. А вот построить подвод­ную лодку гораздо сложнее.

Нужно ли бояться будущего? Не стоит. Дело в том, что люди сходили с ума, когда изобрели книгопечатание. Это называлось происками дьявола. С возникновением электричества родились массовые протесты против его применения в быту. С появлением паровозов всем казалось, что в мире не останется лошадей. И этот список страхов и опасений можно продолжать бесконечно. Однако, если люди станут вести себя не по-людски, они и без искусственного интеллекта уничтожат весь мир. Нужно быть просто умными и человечными.

Мы в новом мире

— Новые технологии внедряются в жизнь все быстрее. Многие из них так и не доходят до этапа коммерциализации, потому что авторы опасаются: а будут ли они востребованы через год, два, три? Чтобы не получилось, как с пейджерами: их производство просуществовало не более трех лет. И это еще одна проблема, с которой нужно досконально разбираться.

Какие компетенции нужны в будущем? Многие знания становятся рутинными, например, сопромат. Теперь его в вузах не изучают, поскольку нужный результат инженеру выдает компьютер. Однозначно, что стандартизованным людям в новом мире будет некомфортно. Мегакреативность, преодоление стереотипов — важнейшие качества для людей будущего. А еще — природные способности, знания и мотивация. Важны менеджерская поддержка и новые инструменты мышления, в частности, ТРИЗ.

Важно знать: на определенном этапе развития профессионализм становится тормозом в преодолении тех или иных противоречий, проблем, решении сложных задач. В наивысшей точке профессионализма такое качество, как креативность, резко снижается. Так, однажды профессионалами было научно доказано, что аппараты тяжелее воздуха летать не смогут. Очевидно, что профессионал будущего — это специалист в самых разных отраслях знаний и навыков. Тогда и уровень креативности будет достаточно высок.

Что касается деления людей на физиков и лириков, то мало кто из лириков знает, например, закон Больцмана. Тогда как технари нередко разбираются и в музыке, и в поэзии. Маршал СССР Дмитрий Язов, бывший министр обороны СССР, например, может наизусть читать главы из «Евгения Онегина».

Еще одна мегакомпетенция — умение ладить с людьми и эффективно с ними сотрудничать. Десять хорошо организованных средних специалистов могут быть более эффективны, чем некий гений в единственном числе.

Завершая свою лекцию, Анатолий Гин заключил:

— Как бы то ни было, мир будет таким, каким мы его создадим.

Затем аудиторию пригласили поучаствовать в интер­активе. Слушателей лекции Анатолия Гина разбили на команды, и каждой из них был предложен для решения ряд нестандартных практических задач. В игре приняли участие предприниматель и изобретатель, сертифицированный специалист по ТРИЗ Сергей Гуржий, а также тюменские предприниматели, использующие технологии ТРИЗ в бизнес-практике.

По итогам креатив-боя четыре победителя стали обладателями книг Анатолия Гина, активизирующих мозговую деятельность и расширяющих кругозор. С этим достижением их поздравил заместитель губернатора Тюменской области Вадим Шумков.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру