Владимир Якушев: «Главное достижение региона — рост экономики»

Губернатор Тюменской области дал большую итоговую пресс-конференцию

Уходящий високосный год был сложным. Но мы жили, рожая и воспитывая детей, отдаваясь любимой работе, переживая за родных и дальних, мечтая о мире, надеясь на лучшее. Считанные дни остаются до Нового, 2017 года. Самая пора подвести итоги и поделиться планами на будущее.

Губернатор Тюменской области дал большую итоговую пресс-конференцию

Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в течение полутора часов отвечал на вопросы журналистов региональных, муниципальных и федеральных СМИ. Какие события, по его мнению, можно назвать ключевыми в уходящем году?

— Таких событий было достаточно много. Это и Дельфийские игры, и чемпионат Европы по биатлону, и мероприятия в рамках движения WorldSkills. Последняя тема тоже очень важна. Она напрямую связана с тем, что в этом году конкурс в наши колледжи значительно вырос. Буквально недавно состоялось еще одно событие, когда один из наших земляков занял первое место на чемпионате EuroSkills. 

Самый главный критерий — это положительная динамика нашей экономики. Это не те цифры, на которые мы рассчитывали. По итогам года индекс промышленного производства составит 2–2,5%. Хотелось бы больше, но, тем не менее, это все же рост. Для всей моей команды самая главная задача — сохранить положительную динамику. Потому что если экономика растет, то развивается и социальная инфраструктура, реализуются все наши гуманитарные проекты. И в 2017 году мы точно так же будем работать над новыми инвестициями, реализацией уже начатых инвестиционных проектов.

О бюджете и госуслугах

— Владимир Владимирович, в связи с сокращением областного бюджета на чем мы будем экономить в 2017 году? 

— Я не сказал бы, что в 2016 году в связи с экономией мы свернули какую-то программу. Под экономией обычно подразумевается секвестр бюджета, когда равными долями срезаются цифры со всех программ. В 2016 году мы чуть-чуть ужались, и по большому счету никто ничего не почувствовал. Мы заканчиваем снос аварийного жилья, в полном объеме реализуем программу дорожного строительства, финансирование здравоохранения и образования осталось без изменений.

Что касается 2017 года, то мы серьезно сэкономим на развитии транспортной инфраструктуры. И это основное направление, где мы существенно сэкономим. Скорее всего, экономии будет подвергнута и сфера строительства. Мы планировали начать строительство трех школ, в которых нуждается наша областная столица. По одной школе положительное решение принято буквально на днях. Ее строительство начнется в 2017 году. По второй школе мы находимся в режиме принятия решения. А вот строительство третьей школы придется пока отложить.

— Как будет поддерживаться малый и средний бизнес в муниципальных образованиях, в Тобольске, в частности?

— Я всегда настраиваю глав администраций на активную работу с предпринимателями. Что касается Тобольской промышленной площадки, там еще нужно серьезно поработать в плане производства конечной продукции. Пока что мы получаем полипропилен, еще несколько видов аналогичной продукции. Для того чтобы получить конечный продукт, эта площадка должна обрасти массой небольших производств. Такие проекты есть, и мы делаем все, чтобы таких проектов было как можно больше.

— Что нам делать с коррупцией? Регион несет серьезные имиджевые потери. Тут можно упомянуть и дело Тюменского кардиоцентра, и дело Тюменского индустриального университета, и другие. Как вы смотрите на эту проблему?

— Когда руководителя принимают на работу, он проходит тестирование, идут запросы во все правоохранительные органы, затем начинается собеседование. Прием на работу сегодня индивидуален в отношении каждого человека. К сожалению, коррупция — это такой процесс, который победить разово, взмахом сабли или росчерком пера невозможно. Громкие дела, безусловно, будут вызывать отрицательную реакцию населения. Но моя позиция такова: чем меньше чиновник будет общаться с людьми, тем ниже коррупциогенные риски.

Эти риски можно снизить за счет многофункциональных центров и электронного правительства, когда человек получает госуслуги, не общаясь с чиновником напрямую. И этому направлению уделяется самое серьезное внимание. Все необходимые требования Минэкономразвития в этой части мы выполняем. Сегодня средний показатель по регионам — это пять тысяч человек на одно окно в МФЦ. А у нас в регионе уже 4100. Мы перевыполнили данный норматив. Но не за всеми услугами можно пойти в МФЦ или обратиться в электронное правительство. И в этом направлении нужно двигаться дальше. Мы видим, какая борьба развернута в стране с коррупцией. Это приносит свои результаты. В чем главная проблема? В отсутствии культуры неприятия коррупционных проявленияй. Мы видим, что коррупция была частью нашей общей истории. И, безусловно, нужен целый исторический этап, чтобы взрастить новую культуру.

О внешних связях

— В каждом кризисе есть огромный потенциал роста. В чем вы видите перспективы сотрудничества с субъектами Федерации, которые входят в большую Тюменскую область? Что нам дает открытие международного аэропорта «Рощино»?

— Что касается открытия международного аэропорта «Рощино», то это историческое событие, с которым мне всех хочется поздравить.

15 января состоится официальное открытие, в котором примут участие министр транспорта России Максим Соколов, губернаторы Дмитрий Кобылкин и Наталья Комарова. Проект был реализован совместно с Ямалом. И это как раз весьма яркий пример нашего взаимодействия с нашими соседями — северными округами. И я рад, что этот современный аэровокзальный комплекс будет служить на благо развития всех наших трех регионов, а главное — пассажиры в новом аэропорту будут чувствовать себя комфортно.

С губернаторами Югры и Ямала мы общаемся и очно, и по телефону. Экономические сложности есть, нефтяники и газовики уменьшили свои инвестиционные программы по разработке и устройству месторождений, и это напрямую отражается на тех обрабатывающих производствах, которые находятся у нас на юге области и ориентированы на предприятия ТЭК. Однако параллельно запущены программы импортозамещения, и они помогают смягчить ситуацию: нефтяники и газовики все чаще ориентируются на комплектующие, которые произведены на территории Российской Федерации. В этом плане у нас есть и передовики, и «двоечники». Продукция должна отвечать требованиям качества, иметь конкурентоспособную стоимость. Большинство предприятий в этом направлении активно работают.

В дальнейшем мы собираемся с коллегами, губернаторами Ямала и Югры, так же активно сотрудничать по всем направлениям.

— Владимир Владимирович, расскажите о ваших поездках за рубеж. Каких результатов удалось добиться?

— Недавнюю поездку в Соединенные Штаты Америки я бы отнес к области гуманитарных контактов. Мы не ставили задачу получить какой-то экономический эффект. Речь шла об установлении межрегиональных связей, развитии наших взаимоотношений в сфере образования, создании благоприятного инвестиционного климата и поддержке стартапов. Мы увидели много интересного. Там работает много наших соотечественников. Мы посмотрели американские университеты, частный и государственный, поизучали, как ведется преподавание, а самое главное — как формируется среда для студентов. Это очень важный вопрос, поскольку Тюмень — город студенческий, и, для того чтобы нам с вами не проигрывать конкуренцию и борьбу за лучшие умы, необходимо создавать для них условия. Мы привезли такие идеи домой, чтобы город стал привлекательнее для тех ребят, которые думают об экономическом развитии нашего региона и России в целом.

В отношении наших восточных соседей не скажу, что мы сильно продвинулись в плане сотрудничества с Китаем. Была встреча с нашими азербайджанскими коллегами. Мы рассматривали две темы: образования и экономики. Есть достаточно интересный проект по созданию в Тюмени логистического центра. Фрукты из Азербайджана могли бы поступать к нам в Тюменскую область, а дальше в другие субъекты Федерации, находящиеся на востоке. Мы обсудили эту тему на достаточно высоком уровне: и с премьером, и с министром экономики. И сейчас важно перейти от обсуждения в практическую плоскость.  

И снова о детях

— В регионе серьезно развивается сфера робототехники, в том числе детской. И дети нередко добиваются весомых успехов в этой сфере. Есть одна проблема: предприниматели неохотно идут на контакт с детьми, хотя те готовы выполнять конкретные заказы. Можно ли как-то усилить интерес предприятий к техническому творчеству детей?

— Вы знаете, бизнес всегда считает деньги и руководствуется вполне практическими соображениями. Что касается детского технического творчества, то мы прекрасно понимаем, что на современном производстве рабочие специальности уже неотделимы от инженерных. И нам нужно как можно больше людей, которые обладали бы инженерным мышлением, инженерными компетенциями. Поэтому мы сейчас не акцентируем внимание на том, будут интересны детские разработки взрослым или нет. Главное сегодня — развитие необходимых качеств у ребенка, которые в дальнейшем помогут ему стать настоящим инженером. 

— В связи с недавней страшной трагедией под Ханты-Мансийском, в которой погибли дети, в руководстве округа вызревает идея создать специализированное предприятие по перевозке детей. Как обстоят дела в области детской безопасности у нас?

— Что касается нашего автопарка, то там соблюдается жесткий регламент. Мы общались с Натальей Владимировной, она очень тяжело переживает по этому поводу, пропускает случившееся через сердце. Мы договорились о том, что она поделится выводами о произошедшем, возможно, подготовит какие-то методические рекомендации, чтобы ничего подобного не произошло у нас. И мы с большим вниманием к ним отнесемся.

— Когда дети региона перестанут учиться во вторую смену?

— Отмечу, что одно учебное место, как ни крути, стоит миллион рублей. В эту сумму входят подготовка площадки, подвод сетей, строительство здания, отделка, оборудование классов. Итого миллиард руб­лей на школу численностью 1000 учащихся. Было время, экономика региона росла по 15–16% в год. И у нас были средства на строительство школ. В этом году — всего 2%. И это ответ на прозвучавший вопрос.

Думая о будущем

— Самые большие победы, самые большие достижения были сделаны, когда люди умели мечтать. В недавнем послании облдуме вы обратили внимание на необходимость создания и развития нового направления в экономике — информационных технологий. Какой смысл вы в это вкладываете? И какие ресурсы могут быть для этого использованы? Какие отрасли имеются у нас в запасе, которые могут в перспективе «выстрелить»?

— В области развития IT-технологий мы очень серьезно недорабатывали. И я отношу эту недоработку в том числе и к себе. Хотя видно, что сегодня все экономики мира в первую очередь растут за счет цифровизации. Благодаря чему мы можем расти в данном направлении? Благодаря наличию вузов. Без соответствующих кадров об IT-технологиях можно забыть. И в настоящее время мы этот аспект усиливаем.

Второе. Нужно создать благоприятный климат для компаний с точки зрения налогообложения, внести изменения в законодательство, которые позволят IT-компаниям, стартапам в этой сфере развиваться, получать финансовую поддержку.

И третье. Это среда. Люди, которые серьезно занимаются данным направлением, — это люди особые. И им нужны особые условия для роста и саморазвития.

Все эти составляющие у нас есть, и сейчас остается собрать их воедино и просто активно ими заниматься. Думаю, что перспективы у нас достаточно хорошие.

Я считаю, что большое будущее у биотехнологий. Мы видим, что они дают серьезный рост не только в нашем, но и других регионах, играют весомую роль в региональном валовом продукте. У нас есть для этого самое главное — земельный ресурс.

Отдельной отраслью экономики должна стать высокотехнологичная медицина. К расширению видов услуг в этом направлении мы двигаемся, но не так быстро, как хотелось бы. Это дорогое оборудование, дорогие препараты, дорогие специалисты. И опять же, чтобы они ехали к нам, нужно создавать для них условия. И это тоже дорого. Тем не менее, мы можем это сделать. Вся территория от Уральских гор до Владивостока с точки зрения высокотехнологичной медицины может оказаться под нашим контролем. И мы будем к этому стремиться.

— Недавно Президент Владимир Владимирович Путин пришел на встречу с японскими журналистами с собакой. У вас тоже есть собака. Зовут ее Буран. Расскажите о ней. Есть ли у вас еще какие-нибудь питомцы, например, кошки? Поддерживаете ли вы позицию правозащитников об ужесточении наказания за издевательства над домашними животными?

— Кошки у меня нет. Но в детстве у меня был кот сибирской породы. Сейчас у меня только собака — западно-сибирская лайка. И зовут ее Буран. Можно сказать, что это уже член нашей семьи. Он спокойный парень, но очень не любит, когда на меня начинают повышать голос. Что касается ужесточения наказания. Я не могу найти оправдания проявлениям жестокости людей по отношению к животным. Тут речь, наверное, идет о каких-то психических отклонениях. И я не против ужесточения наказаний. Хотя, наверное, более предпочтительный вариант — изымать животных у таких людей, потому что всю злость от наказания они затем опять же перенесут на своих бедных питомцев.

— Владимир Владимирович, спасибо за ответы!

— Спасибо за сотрудничество! В заключение я хочу поздравить всех тюменцев с наступающим Новым, 2017 годом! Пожелать нам всем уверенности в собственных силах. Это самое главное. Чтобы мы все чувствовали плечо друг друга, чувствовали себя единой командой. Тогда нам ничего не страшно, и мы все преодолеем!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру