О том, как это произошло, основательница и участница коллектива Traditional Groove Foundation «Щавель», выпускница Тюменского государственного института культуры Ярослава Севастьянович рассказала изданию «МК» в Тюмени».
— Впервые я поехала на форум «Таврида» в прошлом году и выиграла грант «Зауральская Атлантида» на проведение вечерок, приобретение инструментов, этнографические экспедиции. В Тюмени на базе Дома Буркова мы создали молодежную студию русской культуры «Сибирская вечерка», где и разучиваем теперь наши традиционные русские бытовые танцы, кадрили, проводим мастер-классы для молодежи.
В Крыму я познакомилась с ребятами из разных городов. Мы начали выступать с ними на различых площадках форума, рассказывали о том, что такое вечерки, народная культура. Девушки, юноши потанцевали, поиграли в игры и поняли, как это все здорово, круто и современно. В итоге, вдохновленные, мы создали группу «Щавель», соединив электронику и народную песню, и начали писать музыкальный альбом. И до сих пор его пишем, поскольку живем в разных городах — Питере, Тюмени, Иркутске, Калининграде.
В июле этого года я снова захотела поехать на форум. У нас появился еще один юноша — из Оренбурга, который занимается битбоксом, и еще одна исполнительница из Москвы. Организаторы «Тавриды» нас узнали и попросили провести фольклорную зарядку, которую мы проводили ранее на форуме, затем вечерки. А там настало время кастинга для участия в конкурсе молодых исполнителей «Новая волна». Приехали Иосиф Пригожин, Валерия, Игорь Крутой.
— Удивительно, но фольклор на подобного рода площадках звучит довольно редко…
— Согласна. «Новая волна» — это не та площадка, где показывают народную музыку. Мы это прекрасно понимаем. И я скептически отношусь к таким телевизионным конкурсам: у меня много талантливейших знакомых, которые хотели бы на них попасть, но ничего не получается. Нужны финансы. И все же мы быстренько скомпоновали композицию из разных жанров и в сопровождении битбокса вышли на сцену. Все было как в тумане. И когда нас объявили в числе тех, кто прошел в «Новую волну», в полуфинал 2017 года, мы, конечно, обрадовались. Но теперь понимаем, сколько всего нужно сделать: подобрать материал, отрепетировать, грамотно его подать.
— Ярослава, а кто еще участвовал в кастинге? Были сильные конкуренты?
— Это была творческая смена, в которой участвовали молодые музыканты, композиторы, хореографы, исполнители эстрадной, классической и народной музыки со всей России, около 450 человек. Претендентов на участие в полуфинале «Новой волны» было около двенадцати, из них члены жюри отобрали семерых. Я не всех запомнила, потому что была такая суматоха, даже спать было некогда, нужно было бежать на выступления, потом на лекции, затем на какие-то телесъемки…
Как сказал один из почетных гостей и лекторов «Тавриды» — Николай Цискаридзе, «это издевательство — проводить образовательную программу возле моря». Потому что хотелось искупаться, пообщаться с интересными людьми, а времени совсем не было.
— Чем вы подкупили Пригожина, Крутого, Валерию?
— Особых критериев отбора не было. Пригожин только придумал нам новое название — «Матрешки». Мы переглянулись, посмеялись и остались «Щавелем». А еще было много приятных слов, отзывов, дружеских пожеланий — искать свой звук и песню, чтобы достойно представить ее на «Новой волне». Это же конкурс, и нужно спеть хорошую конкурсную вещь. Тем более конкурс проходит в несколько этапов. Так что как минимум три произведения нужно будет исполнить.
— Когда и где состоится конкурс?
— В апреле 2017 года в городе Сочи. Когда-то он проходил в Юрмале.
— Из Крыма вы вернулись еще с одной победой…
— На «Тавриде-2016» я выиграла очередной грант — 300 тысяч рублей, эти средства пойдут на оцифровку аудиозаписей народных песен, которые записаны на бобины в ходе этнографических экспедиций. Это просто подарок судьбы! После оцифровки всех этих записей мы выложим их в Интернет.
Заплакать от красоты
— При каких обстоятельствах вы впервые почувствовали вкус и тягу к народной песне?
— Музыкой я увлеклась еще в детском садике. Затем я попала в уникальную общеобразовательную школу — единственную в Югре — с уклоном по изучению традиционной культуры. Мой руководитель Анна Лазаревна Култышева, можно сказать, меня вырастила. С первого класса я пела в фольклорном ансамбле «Живая вода». И это были лучшие годы моей жизни. Я не помню учебы, помню только концерты.
— В семье у вас пели?
— Музыкой у нас никто не занимался. Я была одна, как белая ворона. Сестра выучилась на юриста. Но потом я начала копать свою родословную и выяснила, что, оказывается, мой дедушка играл на гармони, бабушка ездила с агитбригадами, и тетка поет, и мама не прочь попеть в компании.
— В чем особенность русской песни?
— Она наполнена глубокой философией. У русского народа очень мало каких-то развлекательных, залихватских песен. Все они о жизни, о смерти, о любви. У каждой традиции есть свои стилистические отличия, и каждая губерния отличалась от другой своими вариантами исполнения песен. Да что губерния? Даже улицы в селах отличались своей индивидуальностью.
— Можно сказать, что песенная культура в России — это такое разноцветное лоскутное одеяло…
— Верно! Это жемчужина, с которой ничто не сравнится. Многие думают — ну что там спеть народную песню? Нет! Вот, например, есть замечательная музыкальная традиция семейских старообрядцев Забайкалья. Я считаю, что это наивысшее проявление музыкальности. И чтобы это спеть в наше время, без музыкального образования, без уникального внутреннего музыкального слуха просто не обойтись. Это чистый джаз, кластеры в фактуре песни! Музыканты меня поймут… Да и простую колыбельную спеть непросто. Тут важно не голос свой показать, а проникнуться душой произведения.
Я уже лет в шестнадцать поняла, что песня — это мое! Что петь у меня получается лучше всего. Позже ощутила интерес к изучению народной музыки, к поиску еще неоткрытых, забытых произведений. Это огромный кладезь! Когда, обучаясь в Тюменском государственном институте культуры, мы под руководством Лилии Васильевны Деминой ездили в фольклорные экспедиции в Викуловский, Юргинский, Сладковский районы, я впервые познакомилась с одной народной исполнительницей, и меня поразило, как она относится к исполнению песни. Она так переживает! Если какой-то персонаж в песне погибает, она сама рыдает.
Когда люди поют народную песню вместе — это такое счастье! Большая радость и огромное удовольствие! Для меня это уже часть жизни. Это друзья на всю жизнь. И связала нас музыка и народная песня. Но теперь, чтобы петь, как раньше, приходится учиться в институтах, академиях, искать настоящих народных исполнителей. Пока с ними не подружишься, не услышишь в оригинале, как нужно петь, то как надо не споешь. Я до сих пор слушаю эти записи и пребываю в состоянии восторга. Иногда мне кажется, что я никогда в жизни не научусь так петь! Просто потому, что порою профессиональное образование мешает познанию традиции.
— Почему же?
— Понимаете, надо вырасти на этих песнях. А мы, горожане… Огромное спасибо отечественному подвижнику Дмитрию Покровскому и его замечательному ансамблю. Можно сказать, что это первооткрыватели, популяризаторы настоящей народной песни. Они запели фольклор, и тут всем захотелось петь, создавать фольклорные ансамбли и коллективы.
Обучаясь в Тюменском институте культуры я поняла, что меня всю жизнь обманывали. Мне давали суррогат: по телевизору, по радио. Настоящая народная песенная культура была растоптана в начале двадцатого века. Ведь у нас как сейчас происходит? Идешь по улице в традиционном русском наряде, и тебя все спрашивают: а вы кто по национальности? А вы чьи песни поете? А на каком языке? Понимаете? Русские люди считают тебя не то цыганкой, не то участницей какого-то маскарада и даже не понимают в песне распева слов. У людей просто атрофировался слух. И мы пытаемся его восстановить, ищем какие-то свои способы. Группа «Щавель» — один из таких способов.
Хочется, чтобы молодежь через наш эксперимент прониклась духом народной музыки. На «Тавриде» был интересный случай. Познакомились с одним барабанщиком из Тулы, металлистом, рокером. И когда мы ему на три голоса спели «Черный ворон воду пил» — песню Омской области, очень красивую, протяжную, этот брутальный металлист и рокер заплакал. От красоты и незнакомых ощущений. Вся эта музыка сидит у нас в генах, где-то на жестком диске, и она никогда не умрет. Важно только нажать нужную кнопочку.
Народное — значит родное
— Многих моих знакомых музыкантов угнетает повседневная музыка, которая льется из динамиков на территориях детских лагерей. Она почти вся за редким исключением англоязычная. И я с ними солидарен: наши дети должны знать нашу национальную культуру, корни должны быть в своей земле…
— Согласна, и я очень уважаю людей, которые бережно хранят свою исконную культуру. Нам бы поучиться у народов Кавказа, где сызмальства детям прививается своя родная культура, умение носить национальную одежду, петь национальные песни. И у нас в России эти традиции были сильны. В наших семьях всегда все пели, не нужны были никакие караоке. В Вологодской области есть такая деревня, называется Пожарище, там до сих пор сохраняются нравственные и культурные устои былых времен. Вологжане замечательно передают культуру нашего народа из поколения в поколение. Недавно у них прошел фольклорный фестиваль «Деревня — душа России». На него народу собралось со всей страны. Я смотрела фоторепортажи и плакала! Представьте: большое поле, стометровые столы, за которыми сидят нарядные гости. И это все поет, звенит, гудит, играет!
Повторюсь, что в России эту традицию подорвали. После революции народным устоям была объявлена война, запрещалось петь традиционные песни, танцевать старые танцы. Но сейчас-то твори все, что хочешь! Увы, нынче на месте некоторых деревень остались только кладбища. И это удар по нашей народной песенной культуре. Я не знаю, почему те, кто переехал в город, не взяли эту культуру с собой. И все же питаю надежду, что пройдет несколько лет и аналогичные фольклорные праздники будут проходить и у нас.
Почему я на это надеюсь? Потому что родители приводят своих чад и на фольклорное отделение в музыкальной школе «Этюд», где я работаю, и в Дом Буркова. В Доме Буркова дети занимаются фольклором, песнями, танцами, ремеслами. На наши молодежные вечерки люди приходят не просто развлечься, поиграть. Всему этому нужно учиться. Это не дискотека, это определенные правила, обычаи. В музыкальной школе «Этюд» я руковожу детским фольклорным ансамблем «ЯрецЪ». Детки только-только набраны, но они уже развиваются огромными темпами. Их не оторвешь от телефонов, интернет-игр и соцсетей. Но когда их заворожил, когда дети начинают петь и слышат свой собственный хорошо поставленный звук, они делают большие глаза, и гаджеты им уже не нужны…
— Есть еще какие-то проекты по пропаганде народного искусства?
— У нас был очень хороший проект с политехническим колледжем. Огромный низкий поклон директору учреждения Наталье Александровне Семеновой. Она позволила нам провести в колледже большой фольклорный праздник, показать студентам нашу народную культуру. И мы хотим продолжить в этом же духе.
Нынче я участвовала в форуме «УТРО», где состоялся круглый стол с губернатором Тюменской области Владимиром Якушевым. И у меня была возможность задать ему вопрос. Глава региона узнал о том, что в Тюмени есть клуб ЮНЕСКО «Тюменский областной дом этнографии и фольклора имени Ф.К. Зобнина и П.А. Городцова», который я возглавляю, о наших планах по проведению мастер-классов в учреждениях образования, с выездом в районы области. И дал нам «добро»!
Лично я постоянно учусь, ищу, впитываю, читаю, слушаю, смотрю видео. Взять телепроект «Мировая деревня», посвященный культуре регионов России, фольклору. Жизни не хватит, чтобы все это изучить!
— Успехов вам, Ярослава! А еще вам и вашему коллективу «Щавель» удачно выступить на конкурсе «Новая волна»! Мы обязательно будем за вас болеть!