Тюменских школьников учат решать взрослые задачи

Инкубатор инженерной мысли

Батарейки, провода, пластиковые детали, компьютеры, 3D-принтеры, плюс немного фантазии, эрудиции и пространственного мышления. Это все, что нужно для рождения полезных робототехнических устройств и разного рода мобильных приложений.

Инкубатор инженерной мысли
Олег Заруба знакомится с проектами будущих инженеров. Фото предоставлены РИО-центром.

У ребят, которые занимаются в Центре робототехники и автоматизированных систем управления Тюменской области, все это есть. Центр включает в себя школьные лаборатории «РобоЛаб» и «АйтиЛаб». А на минувшей неделе тюменским журналистам была презентована вторая ступень Центра — проектная лаборатория для студентов и молодых специалистов «ПроектЛаб».

С приветствием к учащимся и специалистам Центра обратился заместитель губернатора Олег Заруба:

— Сегодня мы презентуем проектную лабораторию «ПроектЛаб». Это часть программы губернатора Тюменской области Владимира Якушева по развитию робототехники и IT-технологий в регионе. Наверное, нет более эффективных расходов, чем расходы на образование: свое, детей, талантливой молодежи. Государственная задача — дать юным и молодым ученым возможность реализовать свои идеи. И я думаю, что расходы на эту лабораторию также станут эффективными.

Олег Заруба пожелал ребятам успехов, ознакомился с проектами, осмотрел образцы и высказал свое мнение по поводу коммерциализации идей.

Изобретения — на поток

Максим Новоселов и Михаил Овешков учатся в 10-м классе школы №70. Первоначальные знания и робототехнические навыки они получили в школе №88 в рамках дополнительного образования. 

— Там нас научили работать с аппаратной платформой Arduino, подключать к ней схемы, дисплеи, светодиоды, — рассказал Михаил.

— Мы разрабатываем проект по автоматизации упаковки колбасы на Ишимском мясокомбинате, — добавил Максим. — Идея состоит в том, чтобы упаковывать продукцию автоматически и укладывать на конвейерную ленту. Сейчас на линии упаковки задействовано четыре человека, после введения данной системы останется один оператор. Нами изготовлен прототип автоматического манипулятора, он проходит испытания, в ходе которых оцениваются его возможности. В дальнейшем мы продолжим работу по усовершенствованию этой модели. Она должна стать более подвижной, более похожей на промышленную.

Олег Заруба поинтересовался, как часто ребята обсуждают реализацию этого проекта с заказчиком.

По словам Максима, пока таких встреч не было, но они планируются после приведения модели в презентационный вид.

Как оценить условия роста, хранения и транспортировки овощей? Эту задачу поможет решить проект «Электронный овощ». Тюменский школьник Арсений Рубцов предложил разместить на поле с овощами специальные капсулы, в которых находятся датчики атмосферного давления, влажности, освещенности, температуры. Их показания будут отражать условия роста либо хранения овощной продукции. Система сможет контролировать влажность почвы, количество выпавших осадков, рассчитать нормы и сроки полива.

— Этот проект может быть интересен большому бизнесу, агрокомпаниям, которые выращивают большие объемы той или иной овощ­ной продукции, — пояснил Арсений. — Мы знаем, что у нас в регионе есть проблемы с пресной водой, и эта капсула поможет экономить водные ресурсы и расходовать их по мере надобности.

— Данное техническое задание выдала компания «КРиММ», — прокомментировал директор регионального департамента информатизации Александр Албычев. — И ее представители уже познакомились с результатами работы школьника.

В капсулу можно поместить GPS-датчик, и на этапе перевозки овощей также отслеживать условия транспортировки и тем самым избежать убытков.

Учащийся «РобоЛаба» Денис Аврискин разработал проект «Умная теплица» и представил на суд гостей макет теплицы с системой мониторинга состояния поч­вы и воздуха, автоматическим поливом и выводом данных на экран монитора.

По мнению Олега Зарубы, этот проект может сослужить хорошую службу предприятию «ТюменьАгро», тепличное хозяйство которого в с. Нариманово размещено на десятках гектаров.

— Если нужно, мы готовы организовать необходимые контакты с руководством этой агрофирмы, — заверил заместитель губернатора.

Весьма интересный проект представили школьники Валерий Рагулин и Александр Банников. Они разработали устройство для определения качества дорожного покрытия Road Watcher.

— Прибор может устанавливаться на автомобили дорожных служб, — рассказал Валерий. — На монитор при этом сплошным потоком идут данные о состоянии дорожного полотна, всех ямах, трещинах и выбоинах. Благодаря этим данным можно построить виртуальную модель дорожного полотна — карту, сделать расчеты по затратам на ремонт.

Это устройство вызвало неподдельный интерес у Олега Зарубы.

— Молодцы, ребята! Очень актуальный проект! — сказал он.

Идею следующего проекта подал сам Александр Албычев. Он предложил учащимся «РобоЛаба» придумать систему, которую можно установить на входе в школу для дистанционного определения температуры входящего. В ситуации эпидемии простудных заболеваний такой прибор мог бы подавать сигналы медработнику о физическом состоянии школьников. И юные гении сделали такой «градусник», назвав его «Антиэпидемия».

А еще мальчишки работают над такими проектами, как прибор-контролер за движением зерна в сушилке, обходчик-контролер нефтегазового месторождения, авиафоторобот, и другими.

Всё по-взрослому

На обучение в «АйтиЛабе» зачислено 75 школьников из восьми общеобразовательных учреждений города Тюмени. Всего в течение года в областной столице и городах области откроются восемь аналогичных лабораторий. «РобоЛаб» посещают 50 детей, до конца года будут открыты еще три. В планах — ежегодно обучать программированию около 600 подростков, робототехнике — не менее 150.

— Мы все усилия прилагаем для того, чтобы реализовать поставленную губернатором задачу: превратить Тюменскую область в центр инженерной науки, инновационного развития, поставить на поток подготовку технических специалистов. Многие ребята в пятых-седьмых классах могут не осознавать своих склонностей. А данный образовательный проект позволяет им проявить себя, реализовать свои знания и таланты, выбрать дорогу в будущее, — сказал Александр Албычев.

— Александр Сергеевич, на какие направления технического творчества вы ориентируете школьников и студентов?

— Основных направлений два: IT и робототехника. А с точки зрения использования продуктов ограничений по направлениям нет. Главное, чтобы проект решал некую прикладную задачу. Здесь мы как раз увидели те продукты, которые могут быть полезны в самых разных сферах. В дальнейшем мы намерены организовывать встречи с представителями производства, чтобы они могли выступить инвесторами этих проектов.

— Что можно сказать о кругозоре ребят? Кто работает над их эрудицией?

— Дело в том, что все крупные предприятия Тюменской области получили информацию о создании данного Центра с просьбой предоставить учащимся некие технические задания. В декабре 2015 года был собран первый пул таких задач. И то, как они решаются, ребята нам сегодня продемонстрировали. В следующем году таких проектов будет еще больше. В новых технологиях ребятам помогают сориентироваться грамотные специалисты, преподаватели школ и вузов.

— Как воспринимают дети такие слова, как инвестор, заказчик?

— Очень серьезно, ребят привлекает осмысленная деятельность. С мотивацией у них все в порядке. В дальнейшем они смогут решать более весомые задачи, получать соответствующее профильное образование в тюменских вузах. Те, кто добьется в «РобоЛабе» и «Айти­­Лабе» больших успехов, будут иметь особые привилегии при поступлении на технические специальности.

— Создание таких центров затратно для бюджета?

— Все познается в сравнении. Удержание в нашем регионе одного талантливого ребенка может покрыть все эти затраты в десятки раз. Мы надеемся, что в перспективе данный проект приведет к открытию в регионе новых производств.

Добавим, что по техническим заданиям предприятий, но уже над более сложными проектами, которые в ближайшей перспективе возможно будет запустить в работу, будут работать студенты. Несколько таких задач уже сформулированы совместно с департаментом здравоохранения, департаментом лесного комплекса и Центром телефонного обслуживания Тюменской области.

Лаборатория «ПроектЛаб» также послужит площадкой для практики и подготовки дипломных работ студентов профильной специальности.

— Центр робототехники и АСУ Тюменского технопарка выполняет две функции, — прокомментировал председатель комитета по инновациям администрации Тюменской области Антон Машуков. — Его новая лаборатория организована совместно с Центром молодежного инновационного творчества. В ближайшее время такие центры появятся в Ишиме и Тобольске. Площадки уже определены. В следующем году эти центры получат необходимое оборудование и начнут свою работу. Мы также привлечем туда специалистов из Тюменского государственного университета. В последующие годы постараемся вовлечь в эту орбиту школьников Заводоуковска, Ялуторовска. Тем более, мы видим, что многие родители обсуждают с детьми вопросы их профессионального становления. И профессия инженера в этих беседах — одна из самых востребованных. Робототехника и IT — это всеми признанный тренд. Поэтому желающих заниматься в таких бесплатных центрах немало. Только за первое полугодие через них прошли свыше 1800 школьников. Не исключено, что в перспективе некоторые из них станут резидентами Тюменского технопарка.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру