Марина Девятова: «Иначе, как по душам, с русскими людьми нельзя»

Премьерный концерт сольной программы певицы «Симфония моей души» состоялся в подмосковном Серпухове. А дальше Марина отправилась в многодневный тур по городам Урала и Сибири.

Марина Девятова: «Иначе, как по душам, с русскими людьми нельзя»
Марина Девятова и «Симфония ее души». Фото из личного архива певицы.

На минувшей неделе Марина Девятова и ее балет «Яр-Дэнс» с аншлагом выступили перед тюменской публикой. Перед началом концерта корреспонденту «МК» в Тюмени» удалось задать певице несколько вопросов.

— Марина, у почитателей народной культуры, русской песни отлегло от сердца, когда они увидели молодую певицу. Традиция не исчезла! А это такие имена, как Лидия Русланова, Мария Мордасова, Людмила Рюмина, Татьяна Петрова, и другие. Насколько для вас, городской девушки 1983 года рождения, органичен этот культурный пласт?

— Мне так часто задают этот вопрос! Почему-то люди гадают: а где она родилась? Безусловно, народная культура и фольклор — это такой деревенский жанр. Поэтому многие видят во мне некое «несочетание» городского и деревенского. На самом деле я — коренная москвичка в третьем поколении. Просто в моей семье всегда звучала народная песня. Отец, конечно, слушал разную музыку — и Deep Purple, и Led Zeppelin.

Но для меня не было странным звучание народных инструментов, народного голоса, каких-то красивых народных песен, городских романсов. Это было в порядке вещей. Я могла подергать за струны балалайку, понажимать кнопочки на баяне. Раньше ведь не было репетиционных баз. Репетиции проходили где-то на коленках. В том числе в нашей малогабаритной двухкомнатной квартире в микрорайоне Новогиреево. Поэтому в одной комнате сидели мы с сестрой и мамой, а в другой папа репетировал со всем своим живым составом. Бывало, люди шли по улице и аплодировали.

— В вашем лице русская песня приобрела фактически заступницу, своего посла в различных странах. На какие имена вы ориентируетесь в своем творчестве, какие голоса звучат у вас в голове?

— Главный голос и тембр для меня — это голос и тембр моего отца, Владимира Девятова. Он у меня народный артист. После того как умер советский и российский тенор Иван Суржиков, Владимир Девятов стал продолжателем народной традиции в мужском исполнении.

Какие еще голоса звучат в моей душе? Наверное, я взяла от каждой исполнительницы русской песни по чуть-чуть. Мне безумно близки лирика Надежды Плевицкой, хулиганство Марии Мордасовой с ее частушками, невероятно красивый соловьиный голос Ольги Воронец, богатейший, невероятно мелодичный голос Людмилы Зыкиной. Они много работали с советскими композиторами, песни которых нынешняя молодежь считает народными. Это те же «Ромашки спрятались» или «Оренбургский платок».

Валентина Толкунова — это вообще лучик света. Мы были с ней хорошо знакомы, вместе ездили на гастроли. Будучи начинающей певицей, я смотрела, как Валентина Васильевна через свою песню с невероятным благородством и тактом разговаривает с людьми по душам. С русскими людьми иначе нельзя. И в конце концерта я видела, как эти полковники и генералы стоя аплодировали ей со слезами на глазах. Это, конечно, дорогого стоит.

— Что из окружающего мира, какие люди, какие события оказали влияние на формирование вашего внутреннего мира, ваших жизненных ценностей?

— Ребенок воспитывается в первую очередь в семье, поэтому первые задатки в меня вложили мои родители, а также бабушка по материнской линии Раиса Степановна. Бабушка была мой главный фанат, родное плечо. Когда родители развелись, мне исполнилось пять лет, и маме было некогда мной заниматься, она работала. Поэтому моим воспитанием занималась бабуля. Далее, как нормальный подросток, многое я взяла с улицы. От этого никуда не деться. Но благодаря тому, что задатки были крепкими, я не натворила больших глупостей. Затем в моей жизни было немало знакомств с легендарными людьми, героями кинематографа, эстрады. Когда общаешься с такими глыбами, невольно растешь.

Мир шоу-бизнеса достаточно жесток. И он может окутать тебя иллюзиями. Примеров тому немало, без духовности и веры выжить трудно. Поэтому мы с мамой и друзьями стараемся в свободные дни посещать святые места, чтобы набраться там энергии, успокоиться, да и просто помолиться. Я много путешествую, изучаю местный фольклор страны, ее народные традиции. В общем, учусь постоянно, чтобы расти и не стоять на месте, радовать своего зрителя.

— Любимое чтение, авторы, кино, актеры Марины Девятовой?

— Совсем недавно я открыла для себя совершенно замечательную книгу одного святого, она называется «Путешествие домой». Это биография одного гуру, которая меня всецело захватила. Любимая актриса — Раневская. Это для меня каждый раз мастер-класс. Из кинофильмов нравится картина «Приходите завтра» — про Фросю Бурлакову, которая, помните, приехала в Москву учиться на певицу? Нравится фортепианное творчество Сергея Рахманинова. Что касается живописи, то здесь я не такой большой знаток. И не смогу изобразить ни грамма того, что вижу. Поэтому, когда прихожу в какую-нибудь галерею, для меня все картины — шедевры, а все художники — гении.

— Как вам работалось над проектом «Симфония моей души»?

— В прошлом году вся страна отмечала 70-летие Великой Победы. И у меня была своя праздничная программа, мы объездили с ней 73 города. И каждый раз зрители говорили: «Эта программа намного сильнее, чем предыдущие!». Так зрители поставили передо мной высокую планку. Это было похоже на дуэль, где сошлись твои собственные вкусы и вкусы зрителя, а они очень разные. Более того, песенный материал неисчерпаем. Пришлось всей командой проводить мозговой штурм.

В результате родилась трехчастная программа, посвященная трем направлениям. Первое — это фолк, произведения, которые популярны в народе, вторая часть — песни из репертуара наших великих исполнителей, а третья часть «Симфонии» — песни народов мира. Я не замыкаюсь на русской песне. Поэтому прозвучат и «Пчелочка златая», и попурри из песен Валентины Толкуновой, и «Серенада» Франца Шуберта, а также молдавская, украинская, грузинская, мексиканская песни.

— Каковы ваши отношения с новомодной музыкой, музыкой телеканалов и радиостанций?

— У меня прекрасное отношение к современной музыке, к ее исполнителям. Просто мы все не можем петь одно и то же и все вместе быть суперпопулярными. У каждого своя судьба, и я в нее очень верю. Безусловно, артист без амбиций — не артист. Другое дело, что с поп-музыкой можно быстро взлететь и так же быстро исчезнуть. Мода приходит и уходит. А для меня главное — остаться.

Путь исполнительницы народной песни — долгий, как бы печально это ни звучало. В этом жанре любовь зрителей нельзя заслужить мгновенно. Можно купить теле- и радиоэфир, электронные СМИ, но нельзя купить людей. Поэтому я на этот счет нисколько не переживаю. У меня есть главное — мое любимое дело, любимая семья и замечательная команда.

— Ваши наряды похожи на произведения искусства, в них много музыки цвета, музыки линий. Как строится работа над образом? Кто вам шьет?

— Вот уже 16 лет я сотрудничаю со студией «ШоуКостюм». Это мои дорогие и любимые Елена Баркова и Дмитрий Ломакин. Ребята, которые много-много лет колдуют и творят для меня. Сходят с ума, работая над моими костюмами. И я, и весь мой коллектив «шьются» у них. Леночка за столько лет уже научилась понимать меня с полуслова. Поскольку я дочь своего отца, то во мне силен дух противоречия. Но Ленуля молодец, она мудрая и знает, что мне нужно. Мы вместе с ней прошли огонь и воду. Поэтому утром я прихожу к ней и соглашаюсь с тем, с чем вчера спорила.

— Вы следите за творчеством коллег, с которыми вместе начинали, участвовали в проекте «Народный артист»?

— Конечно! Слежу за Ангелиной Сергеевой, которая участвовала, в том числе, в проекте «Голос». Я считаю, что это мегаталантливая дивчина. Она трудоголик и очень старается. Слежу за Ильей Мезенцевым. Он участвовал и в «Голосе», и в «Главной сцене»…

Мне кажется, все три сезона проекта «Народный артист» были очень сильными, там пели очень одаренные ребята. Это была хорошая школа. Нас пестовал Ким Александрович Брейтбург, музыкант, который не будет размениваться на мелочи. Он был очень строгим. Я вообще боюсь его до сих пор!

— А с вашим отцом, замечательным артистом Владимиром Девятовым, насколько трудно работать на сцене? Как у вас возникают совместные проекты?

— На концертах меня спрашивают: «Марина, почему вы приехали без папы?». Смешно. «Ну, это вообще-то папа должен приехать с дочкой. А не дочь с папой!». Единственный композитор, который смог написать нам дуэт, это был как раз Ким Брейтбург. Он нас увидел и почувствовал вместе. Это безгранично талантливый человек, пишущий музыку для самых разных артистов.

С отцом на сцене мне комфортно. Мы с ним два лидера. Я безумно упрямая, такая же, как он. Вообще, я — это Владимир Девятов, только в юбке. Во времена моего становления для меня это был безукоризненный авторитет. Но теперь я стараюсь воспринимать его просто как отца. Чтобы можно было сесть рядом, поговорить, обсудить какие-то личные проблемы.

— Увидим ли мы вас в каких-то новых дуэтах?

— Думаю, что да. Не так давно у меня сложился новый дуэт — с певицей Варварой. И я очень этому рада. Есть намерения поработать в дуэте с Методие Бужором. Странно, но российская публика любит дуэты. Не знаю, с чем это связано. В моей жизни было очень много дуэтов, в том числе притянутых за уши. На самом деле найти партнера, коллегу, который будет вместе с тобой петь так, как поешь ты, — это непросто. Мне нравится, когда в дуэте есть человеческие отношения, когда можно поговорить, понять, что у другого на сердце. Иначе дуэта не будет.

— Марина, спасибо за интервью! И побольше благодарных зрителей!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру