Театралы областной столицы получили подарок

В Тюмени прошли гастроли Магнитогорского драмтеатра

Когда-то влиятельный журнал Forbes опубликовал список десяти самых интересных провинциальных театров страны с рекомендацией непременно посетить их всем иностранцам, приезжающим в Россию. Среди них был и Магнитогорский драматический театр имени А.С. Пушкина.

В Тюмени прошли гастроли Магнитогорского драмтеатра
Максим Кальсин, главный режиссер Магнитогорского драмтеатра. Фото Владимира Райшева.

Биография театра началась в далекие 1930-е годы. Его стены помнят немало великих имен. Заведующим музыкальной частью театра был композитор Матвей Блантер, автор знаменитых песен «Катюша», «В городском саду играет» и других. В 1950-е годы жителям Магнитогорска дарил жар своей души молодой актер Леонид Броневой, будущий Мюллер из фильма «Семнадцать мгновений весны». В 1980-е на сцене теат­ра впервые в России показала свой моноспектакль «Мадам Маргарит» французская актриса Анни Жирардо. С тех пор театр самым достойным образом представлял культуру Урала на крупнейших форумах в России и за рубежом. Его труппа признана одной из наиболее талантливых в нашей стране. В афише театра представлено все разнообразие жанров: комедии, мелодрамы, сказки, социальные драмы, трагикомедии, мюзиклы. И, безусловно, его гастроли стали весомым событием в культурной жизни областной столицы.

С 9 по 14 февраля на сцене Тюменского драматического театра прошли спектакль-исповедь «Амадеус» по пьесе Питера Шеффера, мелодрама «Время женщин», городская легенда «Допрос», семейный мюзикл «Кошка, которая гуляла сама по себе», новогодняя сказка для детей «По щучьему велению» и комедия «Примадонны».

— Магнитогорск и Тюмень — два совершенно разных города. Магнитогорск поменьше, но там сразу два театра, и для рабочего города, центра черной металлургии, — это просто счастье. По тому репертуару, который привез Магнитогорский драмтеатр, можно видеть, насколько разные жанры пользуются спросом у зрителей. Рискнуть поставить «Время женщин» по роману Елены Чижовой или «Допрос» по повести Захара Прилепина — это дорогого стоит. Самый популярный у магнитогорцев спектакль — «Примадонны», он лидирует по продажам, там аншлаг. В Тюмени чаще ходят на комедии, на имена, на бренды. Но ценность театра не в том, чтобы привозить бренды и звезд сцены, а в том, чтобы показывать качественную, не самую веселую драматургию и собирать при этом полные залы, — рассказал журналистам директор Тюменского драматического театра Сергей Осинцев. — И мы очень гордимся тем, что коллеги откликаются на наши приглашения и привозят свои лучшие спектакли.

Кстати, полтора года назад магнитогорцы показывали тюменцам один репертуар, а нынче привезли совершенно другой. Главный режиссер Максим Кальсин предложил постановки, которые, на его взгляд, наиболее ярко отражают творческий потенциал труппы. Спектакль «Время женщин» имеет счастливую фестивальную судьбу, был показан во многих городах и получал прекрасные отзывы. К слову, мелодрама длится на сцене более трех часов. Как все это время удается удерживать внимание зрителей? А вот удается, и все тут!

Пьеса написана по всем законам жанра, с хорошей интригой. Она обо всем. О доброте, любви, одиночестве. О том, как деревенской девушке в городской коммуналке помогали растить немую дочку три одинокие старухи-соседки, потерявшие в войну всех своих родных и близких. После просмотра «Времени женщин» становится очевидным, что все мы живем, опираясь на чью-то старость. Каждый носит в себе какого-то дорогого старика. И когда три старухи молятся, понимаешь, что в нашем мире все на своих местах, все с лаской и под защитой, в нем даже страшное не страшно, все в ритме родства, а чужих нет совсем.

— Актеров долго уговаривали сократить текст, но мы в него просто влюблены, поэтому невозможно было отрезать ни кусочка, — призналась актриса театра, заслуженная артистка РФ Надежда Лаврова.

После премьеры спектакля писательница Елена Чижова встречалась с читателями и зрителями в Магнитогорске, обсуждала игру актеров, постановку. Смотрел премьеру спектакля «Допрос» и Захар Прилепин, считающий, что каждого человека настигает вопрос «Зачем я живу?».

Гастроли Магнитогорского драматического театра в Тюмени открылись спектаклем «Амадеус» в постановке Анн Сельер (Франция). Перед премьерой Сергей Осинцев, как принимающая сторона, выразил опасения насчет посещаемости спектаклей, поскольку начало февраля — не самый удачный период для гастролей. Провальный январь, отсутствие денег, грипп, карантин и все остальное сказываются на реализации билетов. Но эти опасения не подтвердились. Вечером зрительный зал Тюменского драмтеатра был практически полон.

Максима Кальсина спросили, как он решился привезти в Тюмень спектакль, где задействованы десятки актеров? В спектакле участвуют более 30 хористов Магнитогорского театра оперы и балета. Режиссер подчеркнул:

— Проект, безусловно, очень объемный. Но его уникальность состоит не только в этом объеме. Дело в том, что это совместный проект двух театров: драматического и оперы и балета. Это музыкальный спектакль, в котором на протяжении почти полутора часов звучит классическая музыка. Это большое количество произведений Моцарта, четыре куска из его самых знаменитых опер — «Дон Жуан», «Свадьба Фигаро», «Волшебная флейта», а также музыка Сальери. Плюс драматическая игра. Не каждая площадка сможет принять подобный спектакль. И в России он такой единственный. В нем заняты и драматические артисты, и артисты хора, и оркестр театра оперы и балета. Но это в любом случае драматический спектакль с очень красивыми декорациями, там десятки костюмов, относящихся к эпохе XVIII века.

Зашел разговор о культурном буме в Москве, когда на выставку живописца Валентина Серова выстраивались огромные очереди. Оказывается, на «Амадеуса» в Магнитогорске народ также шел огромными потоками.

— Удивительно, что на такую серьезную постановку было так много желающих. Не на всяком известном мюзикле бывает столько зрителей. Это очень радует. В спектакле затронуты самые серьезные вопросы. Главный наш посыл при работе над проектом — желание подарить людям великую музыку. Ведь чтобы услышать столько произведений Моцарта вживую, надо два года ходить в оперу. А тут за один вечер зритель услышит всю музыкальную палитру гения. Его музыка — это подарок всем нам, — добавил Максим Кальсин.

Несмотря на то что спектакль называется «Амадеус», главный герой в нем Антонио Сальери (актер Юрий Дуванов, заслуженный артист РФ). И зрители слушают его исповедь. А смысл ее в том, что великому, прославленному Сальери дано почувствовать гениальность музыки Моцарта, хвастливого мальчишки. Не каждый учитель сможет признать своего ученика гениальнее себя.

Двадцатишестилетний актер Иван Погорелов, исполнитель роли Вольфганга Амадея Моцарта, рассказал:

— Когда мы готовились к спектаклю, то, безусловно, старались подчеркнуть у Моцарта его сумасшедшинку, детскость, гениальность. Претендентов играть Моцарта было много, актеры участвовали в кастинге, меня отобрали на роль, и я счастлив. Сам я слушаю просто хорошую музыку, определенных предпочтений нет. Что касается музыки Моцарта, она мне определенно нравится.

Моцарт прожил трудную жизнь, полную нищеты, зависти, обмана. В ней переплелись страдания любви, приступы нежности, боль предательства, отчаяние и легкомыслие, феноменальная музыка, облетевшая весь мир, и ранняя смерть в тридцать с небольшим лет на глазах у возлюбленной…

То, что происходит на сцене, — это какая-то магия. Необычайная музыка сфер, на фоне которой люди похожи на падших ангелов.

…Умершего Моцарта похоронили в общей могиле на чужие деньги. Сальери до конца своих дней не мог простить Моцарту его гениальности. Когда спектакль закончился и музыка угасла, тюменские зрители аплодировали стоя. Затем на сцену вновь вышел Моцарт (актер Иван Погорелов), и по залу пронеслась какая-то незримая волна. Овации стали еще громче. У многих на глазах блестели слезы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №8 от 17 февраля 2016

Заголовок в газете: Искры духовного восторга

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру