Вадим Кузнецов: «Врач останется врачом, даже если у него не будет ни медикаментов, ни технологий»

Тюменский кардиоцентр делает 4000 операций в год

Еще мальчишкой директор Тюменского кардиоцентра, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки РФ Вадим Кузнецов поставил себе цель: стать ученым. Его интересовала вирусология. Он увлекался чтением книг Вениамина Каверина и Юрия Германа, у него появились кумиры в этой сфере. Особенно школьника увлекала вирусная теория рака, которую развивал академик Зильбер, родной брат писателя Каверина.

Тюменский кардиоцентр делает 4000 операций в год
Ангиохирург Михаил Семухин выполняет операцию коронарного стентирования. Фото предоставлено пресс-службой Тюменского кардиоцентра.

Вадим Кузнецов поступил в Новосибирский мединститут. Затем по распределению приехал в родной Бердск. Преподавал в медучилище, совмещая педагогику с работой в лечебных учреждениях. Года через три решил, что нужно по-настоящему уходить в практическую медицину. Тем более что за время преподавания освоил большой объем информации. В Новосибирске тогда создавалось Сибирское отделение РАМН. Молодого преподавателя фактически с улицы взяли в аспирантуру, где он стал заниматься новейшими методиками — эхокардиографией и ультразвуковой диагностикой внутренних органов.

Дальнейшая карьера складывалась уже вполне естественным образом. Вадим Кузнецов защитил первую за Уралом кандидатскую диссертацию по эхокардиографии. Затем приехал в Тюмень. Нынешнее учреждение называлось тогда иначе. Это был Институт клинической и профилактической кардиологии Сибирского отделения РАМН. Известный кардиохирург, начальник 4-го Главного управления Минздрава СССР Евгений Чазов и первый секретарь обкома КПСС Тюменской области Геннадий Богомяков в 1985 году нашли для учреждения новое здание. По сути, вместе с Ростиславом Карповым, директором Томского филиала, они и стали отцами-основателями Тюменского кардиоцентра.

Вадима Кузнецова назначили заместителем директора учреждения. Ему тогда было 32 года. И это была феерическая карьера: младший научный сотрудник стал заместителем директора академического научно-исследовательского института по науке. Ныне возглавляемый Вадимом Кузнецовым Тюменский кардиоцентр известен в России и за рубежом своими достижениями в профилактике, диагностике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний. Ежегодно высокотехнологичную медицинскую помощь получают около 9 тыс. пациентов в стационаре, амбулаторно обследуются около 50 тыс. человек. Многие специалисты, начинавшие здесь свою карьеру, успешно работают в других городах России и за рубежом.

В 2007 году за заслуги в научной деятельности Указом Президента РФ Вадиму Анатоль­евичу Кузнецову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки РФ».

Главная проблема — атеросклероз

— Вадим Анатольевич, медицинские кабинеты сейчас густо обставлены сложным оборудованием. И складывается впечатление, что врачи все больше и больше становятся инженерами…

— Безусловно, технологическая составляющая современной медицины значительно усилилась. Но врачебная специальность по-прежнему остается искусством, поскольку связана с душевными, личностными качес­твами специалиста. Во все века авторитет врача был высок. Он всегда лечил и помогал. Такова профессиональная природа врачей.

Замечательно, если врач располагает медикаментами и технологиями. Но даже если у него их не будет, он все равно останется врачом. И в этом смысле традиционная русская медицинская школа пропагандирует именно такой подход: лечить больного, а не болезнь. Западная медицина сейчас в большей степени технологична, чем российская. Но это не означает, что она эффективнее нашей. Порой технократический подход проигрывает медико-гуманитарному.

— От чего страдает сердце и как его можно уберечь?

— Основная проблема — это атеросклероз сосудов. Он приводит к ишемической болезни сердца. Атеросклероз — это комплексное заболевание, где роль играют возраст, наследственность, курение, неправильное питание, ожирение, малоподвижный образ жизни. Суженный вследствие атеросклероза просвет артерии в ходе операции расширяется и укрепляется протезом — стентом. Такие операции Тюменский кардиоцентр проводит с 1995 года, то есть вот уже 20 лет. Процедура реально повлияла на увеличение продолжительности жизни людей.

Констатация этого факта чрезвычайно важна. И государство в целом, и правительство Тюменской области вкладывают большие средства в отрасль. При этом раздавались голоса, что эти средства не всегда эффективно используются. Тюменский кардиоцентр провел анализ своей работы с 2002 по 2012 годы и установил, что снижение сердечно-сосудистой смертности в Тюменской области в значительной степени обусловлено увеличением чрескожных коронарных вмешательств. Сегодня первичная баллонная ангиопластика выполняется у нас, в Областной клинической больнице и первичных сосудистых центрах области в режиме 24 на 7 (круглосуточно семь дней в неделю).

Вы слышали, наверное, о «русском крес­те». В 1990-х годах кривые рождаемости и смертности в России образовали фигуру в виде креста. Рождаемость упала, смертность выросла. В последние годы ситуация стала меняться. Как свидетельствует статистика, в 69 регионах из 86 она изменилась в лучшую сторону. В Тюменской области депопуляция населения остановлена. Рождаемость у нас теперь превалирует над смертностью. И эту тенденцию необходимо поддерживать.

— Как ваши пациенты попадают на операционный стол?

— Оперативное вмешательство показано больным с ишемической болезнью сердца. Она диагностируется в поликлиниках терапевтами и врачами-кардиологами. Так осуществляется отбор пациентов для нашего учреждения. Но мы выполняем и внеплановые вмешательства, когда требуется неотложная помощь.

— В чем заключается идеальная картина в части лечения сердечно-сосудистых заболеваний?

— В мире существуют хорошие демонстрационные проекты. Один из них был реализован в Финляндии. Причем еще в 70-е годы прошлого века. Он был направлен в первую очередь на профилактику сердечно-сосудистой патологии. Финны начали бороться с факторами риска. Это курение, неправильное питание и низкая двигательная активность. Разработали государственную программу, которая снизила смертность от сердечно-сосудистых заболеваний более чем на 70 процентов. 

Сейчас мы видим, что в России, и в нашем регионе в частности, предпринимаются серьезные меры по первичной профилактике сердечно-сосудистой патологии. Это ограничение курения, употребления алкоголя, развитие физкультуры и спорта.

К сожалению, заболеваемость остается высокой и продолжает расти. Задачу по снижению заболеваемости сложно выполнить в связи с тем, что люди стареют. Другое дело, что в России такие патологии развиваются раньше, чем у жителей западноевропейских стран. Мы отмечаем, что средний возраст наших пациентов с сердечной недостаточностью — 55 лет, а на Западе — 67-70 лет.

Что касается вторичной профилактики, то тут важно развивать высокие технологии при терапии сердечной недостаточности, лечении нарушений ритмов сердца, операционных вмешательствах при ишемической болезни.

— В чем главная проблематика — в правильной постановке диагноза, обу­чении специалистов или в чем-то еще?

— Любая медицинская технология — это комплексная вещь. И если хотя бы одно звено пропущено, технология не будет эффективной. Звеньев много. Это кадры, высокопрофессиональные и подготовленные. В нашем учреждении с этим все в порядке, чего не скажешь о федеральных высокотехнологичных центрах, где оборудование есть, а кадров не хватает.

Следующее звено — современное оборудование. В настоящих условиях приобретать и содержать его становится проблематично. Потому что оно по большей части импортное. Мы говорим об импортозамещении, но в нашей отрасли заменить такое оборудование пока что нечем. И девальвация рубля нас в этом плане не радует.

Высокоэффективные лекарства — еще одно звено. Дальше — текущее финансирование. За высокие технологии, когда стоимость некоторых аппаратов достигает 500 тыс. долларов, кто-то должен платить.

И последнее звено — это организация правильной логистики. То есть процесса отбора и движения пациентов. Здесь многое зависит от организационных решений, которые принимают местные органы здравоохранения, и их эффективности. Мы, например, оперируем больных с острым инфарктом миокарда 24 часа в сутки. Но это не значит, что бригады круглосуточно дежурят у операционной. Это невыгодно и неэффективно. Поэтому врачи дежурят на дому. Если случился инфаркт, то дежурный врач и операционная медсестра просто садятся в такси и едут на работу. Это один из примеров, которых может быть множество.

— Пациенты что-то оплачивают?

— По высоким технологиям медпомощь пациенты получают бесплатно за счет федеральных квот и региональных программ. Оплачивается только амбулаторная помощь в поликлинике кардиоцентра.

Лечить лучше, спасать больше

— Что можно сказать о помощи, которую Тюменский кардиоцентр оказывает жителям наших северных регионов?

— За девять месяцев 2015 года в клинике центра пролечились 5811 человек, из них 220 югорчан и более 770 жителей Ямала. В свое время Ханты-Мансийский округ принял решение по созданию собственных медицинских центров. Тут важно «с водою не выплеснуть ребенка». Главный результат любой правильно организованной технологии — улучшение функции. То есть мы должны лечить лучше, спасать больше, помогать быстрее. Система оказания медицинской помощи работает эффективно только при условии, если все ее звенья грамотно продуманы и функционируют без сбоев, а обеспечение доступности лечения — это вообще первостепенная задача.

Следует отметить, что нашим югорским коллегам удалось сделать многое. В частности, на местных телеканалах появилась социальная реклама: если у тебя боль за грудиной, вызывай скорую помощь. Дело в том, что медпомощь при инфаркте миокарда должна оказываться быстро. Основная причина смертности при инфарктах — позднее обращение к врачам. Исследования показали, что использование обучающей рекламы стимулирует пациентов активнее обращаться в скорую помощь.

И мне хочется реализовать эту практику в Тюмени. Но тут нужно хорошенько подумать. Число необоснованных обращений в «скорую» резко возрастет, и данная служба должна быть к этому готова. Замечательно, что югорчане эту практику уже реализуют.

— Каков объем работы в целом?

— Порядка четырех тысяч операций в год. Неотложных операций при инфаркте миокарда делается около 300. Более 500 операций проводится при нарушениях ритма сердца, до 1500 — чрескожных коронарных вмешательств, ставится около ста кардиостимуляторов. Плюс коронароангиография — 2-3 тыс. операций в год.

— Что можно сказать о коллективе Тюменского кардиоцентра?

— У нас великолепный коллектив. Замечательный! Когда я приехал в Тюмень, в учреждении было восемь приглашенных из других организаций кандидатов медицинских наук. Сейчас у нас 14 докторов и 60 кандидатов. И все практически свои, местные. Много врачей высшей категории. Есть заслуженные врачи Российской Федерации. Есть научные школы. Одна — моя, посвященная высоким технологиям в области диагностики заболеваний и их лечения. Вторую научную школу — по лечению артериальной гипертонии — возглавляет профессор, доктор медицинских наук Людмила Ивановна Гапон. Наш статус — академический научно-лечебно-педагогический комплекс. В настоящее время в России идет процесс создания первого национального медицинского исследовательского центра. Тюменский филиал станет его частью.

— Каковы дальнейшие планы?

— Я часто рассказываю про одного нашего пациента. Грубо говоря, его привезли к нам умирать. Мы организовали консилиум и пришли к выводу, что при традиционном подходе шансов выжить у пациента нет. Решили пойти на обдуманный риск. Имплантировали ему систему для сердечной ресинхронизации. Через два дня он встал, а затем вернулся к трудовой деятельности. Если бы мы пошли по стандартам, такого результата бы не было. Важно понимать, что общие методологические приемы, которые существуют в здравоохранении, обеспечивают только усредненный результат. Важно развиваться в сторону персонифицированной помощи. Это то, что сближает медицину с искусством.

Хотя приоритетной для нас все же остается медицина, основанная на высоких технологиях. Без этого не обойтись. Поэтому на наших конгрессах мы обучаем врачей современным методам диагностики, лечения и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Мы освоили технологии, которые позволяют человеку вернуться к активному образу жизни, и будем продолжать развивать это направление.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру