Учительство – опора страны

В Тюмени отметили День учителя

Торжества, посвященные Дню учителя, стартовали в областном центре уже 1 октября — в гимназии №16. Праздник начался с работы методических площадок, посвященных качеству жизни и формам обучения ребенка в зарубежных школах. 

В Тюмени отметили День учителя
Тюменских учителей чествуют в гимназии №16. Фото Ростислава Боброва.

Директора школ и педагоги представили своим коллегам опыт работы европейских школ — финской, датской, немецкой, французской, шведской и других, рассказали о методах воспитания и преподавания школьных предметов. В Дании, например, дети могут посещать как бесплатные государственные школы, так и частные, где четверть стоимости обучения оплачивают родители. В отличие от российской датская школа делится на подготовительную часть, в которой девять обязательных классов, и 10-й класс, который обязательным не считается. Есть еще нулевой класс, задача которого подготовить детей к школе, то есть привить им коммуникативные и социальные навыки, развить моторику, практические и музыкальные способности. 
В последующие годы обучение идет по трем направлениям. Это датский и английский языки, христианство, история и общество­знание, практические навыки и музыка, а также математика, география, биология, физика, химия. В старших классах школьники могут дополнительно изучать немецкий и французский языки. В десятый класс идут те, кто хочет усовершенствовать свои знания и навыки. Каждый ученик имеет свой собственный план обучения, в составлении которого могут участвовать родители. Формальных классов и уроков не существует, все обучение построено на играх и различного рода мероприятиях, повышающих интерес к знаниям. 
В методическом фестивале приняли участие педагоги 17 тюменских школ, представители дошкольных учреждений, заслуженные работники образования, а также ветераны педагогического труда. Что говорить, проблемы образования сегодня волнуют всех. В последнее время педагоги уделяют все больше внимания разно­образным способам проверок и тестов. Некоторые выходят за обычные рамки, предоставляя детям максимальную свободу и полагая, что запросы потребителей образовательных услуг важнее образовательных стандартов. Появление различных течений, тенденций и стратегий — плохо это или хорошо? Однозначного ответа не существует. Наверное, должна быть золотая середина: когда о выпускнике школы можно сказать, что он и человек хороший, и замечательный будущий профессионал с широким набором компетенций. 
При этом важно работать в школе по призванию, посвящать себя учительской профессии без остатка, быть для ребенка хранителем знаний, наставником, примером для подражания.
Лидия Ивановна Зауташвили отдала учительству 50 лет. В 1957 году втайне от родителей заняла у бабушки-соседки денег, оставила родителям записку и уехала в Салехард поступать в педучилище. Было ей тогда 14 лет. 
 — Лидия Ивановна, если бы вам предложили написать книгу о профессии, о своем жизненном пути, с чего бы вы начали?
 — Мне кажется, первые строки я посвятила бы педучилищу. Мы тогда были очень маленькими, многое не могли понять и усвоить. Главные уроки начались уже в школе, куда мы пришли работать учителями. Вот прихожу я на занятие, а там 50 ненецких детей! Нулевой класс. По-русски никто не понимает. Крутятся, разговаривают между собой. А ведь мне надо, чтобы МЕНЯ слушали! В муках прошла целая неделя. Пришлось здорово задуматься: как же мне всех обуздать? Взяла одного ученика, вызвала к доске и начала его учить, как нужно сидеть, как слушать, как отвечать на вопросы учителя. И это сработало! Один ученик стал моделью поведения для всего класса…
— Лидия Ивановна, ваше главное правило в жизни, в работе с учениками?
— Думаю, самое главное в любой профессии — это ответственность. Кроме того, я всю жизнь занималась самообразованием. Я столько всего перечитала! И не просто все подряд. Я выискивала то, что пригодится в работе с детьми на уроках, с родителями учеников. Понемногу пришла к тому, что стала вести школу передового опыта. Завуч приводила ко мне других учителей, чтобы они разбирали мои уроки. Поначалу работала учителем в национальных классах, потом стала завучем по начальным классам, по коррекционной работе в школе, а в последние годы была школьным психологом. Скажу так: нужно бережнее относиться друг к другу. На плечи нынешней молодежи тоже ложится немалый груз. Им трудно войти в правильную взрослую жизнь. Столько вокруг течений, ветров!
 — Может быть, поэтому нынешние дети не читают? Жизнь — лучший учитель?
 — Может быть. Но книги дают пищу для ума, а Интернет не имеет души. Надо самообразовываться! А главное — образовывать душу!
— Каковы ваши планы на будущее?
 — Какие могут быть планы в 72 года? Занимаюсь внуками. Свободного времени практически нет. Помните, в школе отменили сочинения? А нынче снова ввели. Учу внуков правильно излагать свои мысли. Старший говорит: у нас все списывают из Интернета. А я ему внушаю: не вздумай списывать! Учись думать: сравнивай, оценивай, анализируй, выражай свои мысли собственными словами.
…Вторая часть праздника была посвящена собственно самим педагогам, раскрытию их личностных качеств. Это были различные мастер-классы, сдача норм ГТО, фандом-клуб, демонстрация всевозможных хобби, танцы, площадка для импровизаций и даже дегустация блюд.
С профессиональным праздником тюменских педагогов поздравили глава администрации города Тюмени Александр Моор, и.о. директора городского департамента образования Любовь Гнусарева, председатель профсоюза работников образования Тюмени Нина Ильюшонок, учредитель и руководитель фонда «Золотое детство» Игорь Ракша.
По словам Александра Моора, нынешний мир подвергается коренным изменениям. Идут серьезные политические процессы, меняются экономические связи и ориентиры, происходят технологические и культурологические трансформации. Очевидно, что мир через некоторое время станет совсем другим. С одной стороны, будущее становится непредсказуемым. С другой — возникают совершенно новые и неожиданные возможности. Именно поэтому образование как социальный институт сегодня приобретает очень важное значение. Фраза о том, 
что «в руках учителей — наше будущее», теряет аллегори­­ческий смысл и приобретает все более практическое звучание. 
— Лично я абсолютно спокоен за будущее города Тюмени. Я знаю силу тюменского учительства и вижу его огромный потенциал. Но, чтобы его использовать, важно понимать, какие процессы происходят в мире, важно быть более творческим, более гибким, готовым к изменениям, и самому эти изменения производить, — сказал Александр Моор.
Он пожелал тюменским учителям счастья, здоровья, любопытных и благодарных учеников, мирного неба над головой.
В заключение учителей порадовали своим искусством творческие коллективы музыкальной школы «Лира» и преподаватели Тюменского государственного института культуры.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру