Инженеры новой генерации

В Тюмени дан старт работе Политехнической школы

На базе Тюменского классического университета началась подготовка инженеров высочайшего класса под запросы крупнейших региональных производств. Появление Политехнической школы можно расценивать как первый шаг в реализации амбициозной идеи губернатора Тюменской области Владимира Якушева превратить Тюмень в инженерный центр России. Об этом он сказал в своем ежегодном послании законодательному собранию региона.

В Тюмени дан старт работе Политехнической школы
Директор Политехнической школы Леонид Бриллиант. Фото автора.

Пока ни один из региональных вузов не готовит специалистов по международному стандарту CDIO, а руководители предприятий все чаще обращаются к вузам с просьбой подготовить специалистов, обладающих более высокими компетенциями. Политехническая школа — это своего рода ответ на недовольство работодателей тем, что университетское инженерное образование слишком отдалилось от практики и реальных потребностей производства.
Директором Политехнической школы стал попечитель Тюменского государственного университета Леонид Бриллиант, кандидат технических наук, руководитель научно-исследовательского бизнес-подразделения. К слову, несколько лет назад университет и организация Леонида Бриллианта уже реализовали совместный проект по подготовке группы студентов для компании «ТНК-BP», получивший высокую оценку работодателя. Политехническая школа — это нечто похожее, только в больших масштабах.
В первую очередь новый образовательный центр будет готовить инженерную элиту. Сюда пойдут учиться не школьники, а выпускники бакалавриата, магистратуры, причем лучшие. Отбором студентов будет заниматься специальная комиссия из сотрудников университета и работодателей. Время учебы для первого набора рассчитано на десять месяцев, далее — полтора-два года, все зависит от потребностей предприятия, которое закажет подготовку специалиста.
Новая школа призвана помочь молодому человеку определить свое будущее буквально со студенческой скамьи. Обучение для студентов в Политехнической школе будет бесплатным, платить за образование станет заказчик. Выпускник получит гарантированное трудоустройство. По словам Леонида Бриллианта, заказчики возьмут на себя заботу о студентах, которую раньше осуществляло государство, предоставляя гарантированное распределение. 
Чему учить?
— Сегодня в стране полно денег. Нет людей, которые могут претворить эти деньги в технологии и начинания, — подчеркнул Леонид Бриллиант на презентации Политехнической школы. 
По его словам, главное — подготовить новую генерацию специалистов, которые смогут обеспечить научно-технический прогресс. Если аббревиатуру CDIO расшифровать, то она звучит так: «Задумай — Спроектируй — Реализуй — Управляй». 
— Экономике нужны люди, которые понимают не конкретную узкую грань того или иного производства, а как вообще реализуется производство. Нужно оценивать риски, а этому не учат. Нужно учитывать неопределенности при принятии решения — и этому не учат. Нужно научиться работать с банковскими кредитами и подрядчиками — этому не учат нигде. Научить могут первые лица. Потому что на каждом производстве существует уникальная программа повышения квалификации, эти люди объездили весь свет. Они знают все ведущие компетенции, владеют колоссальными знаниями. Если мы привлечем их к работе с бакалавриатом и магистратом, интегрируем в образовательные программы, то все компетенции, которыми сегодня владеет Запад, которые очень дорого стоят и которые доступны только управленцам высшего звена, станут достоянием наших выпускников, — пояснил Леонид Самуилович.
Тюменская область — это уже давно не только нефть и газ. Это энергетика, металлургия, нефтепереработка. Речь идет о специа­листах, которые могут управлять новыми технологиями в этих отраслях.
— Нам нужны лейтенанты производства, которые завтра станут генералами. Вот этих лейтенантов производства мы и будем готовить в нашей Политехнической школе, — заявил спикер.
Наряду с нефтехимиками, металлургами, специалистами в биотехнологиях Политехническая школа будет готовить инженеров для нефтегазового сектора. На пополнение кадрами из выпускников Политехнической школы рассчитывают ведущие предприятия топливно-энергетического комплекса: «Газпром нефть», «НОВАТЭК НТЦ», «СИБУР», «Роснефть», «Фортум», «Шлюмберже» и другие. В том числе и компания «ЛУКОЙЛ».
— Создан большой научный центр — филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг» — «КогалымНИПИнефть». Это полторы тысячи молодых сотрудников, в основном выпускников Тюменского государственного нефтегазового университета, а также Тюменского классического университета. Есть вакансии, есть востребованность в руководящих кадрах. Это означает, что у ребят будут интересная работа, хорошая заработная плата, перспективы роста. Уже сейчас мы анкетируем ребят, ставим их в кадровый резерв. Сотрудники центра ведут научное сопровождение деятельности ЛУКОЙЛа по всей Западной Сибири. И, естественно, мы приветствуем создание Политехнической школы и будем с ней сотрудничать, — рассказал заместитель генерального директора по связям с общественностью ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Александр Пет­рушин. 
По мнению Александ­ра Бодрягина, замес­тителя руководителя по перспективному планированию филиала «Мессояха» предприятия «Газпром нефть», сплав фундаментальной науки, образования и производства — это самый перспективный путь в освоении природных богатств. По его словам, за два года штат работников филиала вырос вдвое. И в дальнейшем будет только увеличиваться. При этом все специалисты приходят в компанию с опытом работы в других проектах.
— Мы намерены участ­вовать в подготовке кадров для предприятия более системно. В наших стратегических планах Политехническая школа играет существенную роль. К 2020 году мы намерены добывать 100 млн тонн нефти в год. А для этого нам нужны кадры, — поделился он.
Патронировать проект станут и другие компании. 
Талантливый подход 
Готовых образовательных программ для Политехнической школы не существует, под каждого заказчика программа будет разрабатываться индивидуально. Преподавательский состав будет формироваться исходя из программы, куда войдут ведущие инженеры предприятий, ученые научно-исследовательских институтов, профессура вузов, зарубежные специалисты. 
— Это особенность современного мира, все ведущие университеты работают именно так, исследователи и преподаватели объединяются под проект. Они могут приехать из любой страны, а учитывая современные средства связи, образовательный процесс можно наладить, находясь в любой точке мира. Этот опыт мы хотим распространить и на Политехническую школу, — заявил ректор ТюмГУ Валерий Фальков.
В любом случае ребят ждет практико-ориен­тированное обучение. Для построения модели месторождения и оценки параметров его работы нужен командный подход, где важны знания в области химии, математики, физики, геологии, сейсмики, петрографии. Для скорейшего освоения необходимого объема актуальной информации и профессиональных навыков поток обучающихся будет разбит на мультидисциплинарные группы из студентов различных вузов. Для того чтобы вывести молодые таланты на ключевые инженерно-технические позиции, компанию физиков и математиков дополнят химики, юристы, психологи, экономисты, ученые, специалисты-практики, бизнес-менторы. 
Критериями оценки при подготовке обучающихся станут личностные качества, умение работать в команде, убеждать и договариваться, коммуникабельность, креативность, инициативность, психологическая устойчивость к конфликтным ситуациям, восприимчивость к альтернативным точкам зрения. Соответственно, наряду с решением задач на учебных тренажерах студенты будут изучать конфликтологию, теорию переговоров и прочие необычные дисциплины. Экзаменаторами у студентов будут выступать не преподаватели, а ведущие специа­листы высокотехнологических производств. 
— Данный проект уникален, — подчеркнул заместитель генерального директора компании «НОВАТЭК НТЦ» Алексей Яськов. — И хочется поблагодарить его авторов за возможность поучаствовать в процессе его реализации. Создание мультидисциплинарных групп — это действительно особенное решение. Я учился и в России, и в Западной Европе, и мне есть с чем сравнивать. Обещаю, что мы будем помогать Политехнической школе и обеспечивать всем необходимым. Думаю, что главным результатом работы школы станет формирование независимых инжиниринговых компаний. 
Промыслы как цель
Главный упор в первые учебные месяцы будет сделан на подготовку кадров для «нефтянки». Цель весьма амбициозна: остановить падение уровня добычи нефти. Несмотря на ввод новых месторождений, в 2009-2014 годах падение добычи «черного золота» по региону составило 5 млн тонн в год, что, естественно, влечет за собой снижение объемов налоговых отчислений. 
Накануне открытия Политехнической школы в Тюмени прошло большое совещание на тему «Интеллектуальное месторождение» с участием главных инженеров ведущих тюменских машиностроительных компаний, занимающихся производством средств измерения, контроля, консолидации различных данных. Оказалось, что для получения четких параметров работы скважины импортные технологии не так уж и нужны. В Тюмени производится все необходимое. И теперь задача номер один — учесть этот фактор при управлении промыслами. Потому что в настоящее время даже тот поток информации, который поступает на стол нефтепромысловому геологу, в лучшем случае востребован на 20-30%. 
— Открывая Политехническую школу, мы надеемся на освоение студентами интеллектуальных систем принятия решений на промыслах, на эволюционно-технологический прорыв, на усиление положительной динамики в производственных процессах, — подчеркнул Леонид Бриллиант.
Выпускниками Политехнической школы должны стать инженеры-конструкторы, инженеры-предприниматели, инженеры-исследователи, инженеры-организаторы, техноброкеры, то есть системные инженеры, эксперты, способные управлять высокотехнологическими разработками, создавать коллективы и управлять ими, оценивать экономические результаты и риски. Причем в дипломах государственного образца будут стоять подписи ректоров трех тюменских вузов: ТюмГУ, ТюмГАСУ и ТюмГНГУ.
— Уверен, нам по силам решить целый спектр задач, которые находятся вне поля зрения крупных компаний, но которые оказывают очень большое влияние на технологические процессы. Нам есть что сказать, и наша задача — в составе мультидисциплинарных групп сгенерировать эти знания, прийти на производство и организовать процесс их внедрения, — заявил Леонид Бриллиант.
Приемная комиссия Политехнической школы уже определила список обучающихся. Слушателями образовательной программы «Интеллектуальные месторождения» стали 26 молодых людей и девушек, нацеленных на работу в нефтегазовой промышленности. Большинство из них обучаются на специальнос­тях, связанных с технической физикой, моделированием разработки нефтяных и газовых месторождений. 1 октября в Политехнической школе начался первый учебный день. В Белом зале ТюмГУ первую лекцию прочитал председатель Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Игорь Шпуров. 
Уже через год выпускники Политехнической школы будут иметь компетенции, необходимые для решения задач управления и оптимизации разработки нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири на основе новейших практик. 

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру