Богатыри и мы

Русский дух – на картинах Павла Рыженко

Впервые в Тюменском музее изобразительных искусств выставлены работы знаменитого мастера русской академической живописи Павла Рыженко. Перед посетителями развернулась ретроспектива ключевых для России исторических событий: битва на Калке, Нев­ская, Куликовская битвы, Брусиловский прорыв… 

Русский дух – на картинах Павла Рыженко
Искусствовед Наталья Паромова — о художнике Павле Рыженко и его творчестве.

 Картины Павла Рыженко выставлялись в Третьяковской галерее, Центральном Доме художника, Центральном музее Вооруженных Сил России. Большинство работ мастера, а на выставке представлены 34 масштабных полотна, посвящены ратному подвигу русского народа со времен Древней Руси. Много работ художник посвятил русским святым, царям, богатырям и героям. Он и сам, и внешне, и внутренне, был похож на русского князя — так же широк в плечах и так же велик помыслами.

Художник прожил короткую жизнь, всего 44 года. Но в его картинах отразились великий дух нашего народа, великая жертвенность, его самозабвенный подвиг во имя Родины.

Это был обычный парень, который родился в деревне недалеко от Калуги. Наравне со сверстниками играл в футбол, дрался. При этом любил рисовать. Учитель ИЗО отправил работы мальчишки в Москву, и педагоги, оценив способности Павла, приняли его в специальную художественную школу при Институте имени В.И. Сурикова. Затем он поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества прославленного живописца Ильи Глазунова, позднее признавшись: «Ему я обязан всем, он сформировал меня как личность». Не все ученики Глазунова пишут картины на исторические сюжеты. Но Рыженко сосредоточился именно на истории.

Почему выставка носит название «Исторический реализм»? Потому что художник наследует великие традиции русской живописи, отсылая к творчеству Сурикова, Васнецова, Нестерова, Маковского, Шварца.

Дипломная работа Павла Рыженко называется «Калка». В битве на Калке с татаро-монголами погибло почти все русское войско. Уже на этом этапе работа Рыженко поражает мастерски выстроенной композицией. Захваченному в плен русскому князю Мстиславу Удалому враги скручивают руки, но его взор блистает, он по-прежнему силен духом.

Подхожу к другому полотну, на котором изображен мчащийся на коне русский воин-инок Пересвет. Напомним, Куликовская битва началась с поединка двух богатырей, каждая сторона выставила сильнейшего. Со стороны врага на поле выехал тюркский воин Челубей, лучший воин Азии, получивший воспитание в Тибете и считавшийся бессмертным. Именно он должен был сразить Пересвета и открыть дорогу Мамаю на Русь. Воины схлестнулись с такой силой, что оба пали замертво, но Челубей — сразу, а Пересвет — после того как, истекая кровью, доскакал до линии русских войск. Татаро-монголы пришли в смятение и повернули своих коней назад.

Тайна русской истории в том, что потомки Челубея позднее сами влились в реку русской истории. Служили России верой и правдой. Именно они воевали в Ливонии в рядах Иоанна Грозного, столетия спустя стояли против фашистов на Курской дуге...

У Рыженко есть картина «Битва под Москвой», повествующая о сражении на Бородинском поле, но уже в годы Великой Отечественной войны. Полотно находится в Музее Вооруженных Сил РФ. В 1941 году нашим частям на Бородино противостоял 638-й французский пехотный полк. Историю взаимоотношений СССР и Франции в годы войны обычно подают через пример боевого братства «Нормандия-Неман». Между тем французы под фашистскими знаменами участвовали в боевых действиях против СССР. Перед этим сражением нашей 32-й стрелковой дивизии выдали музейные реликвии — знамена русских войск, под которыми в 1812 году они сражались с наполеоновской армией. Советские солдаты не могли не ощутить дух героев Бородинской битвы 1812 года. Возможно, именно поэтому они с неукротимой решимостью оказали фашистам ожесточенное сопротивление. Дивизия остановила наступление гитлеровцев лишь на шесть суток, но это дало возможность Ставке подтянуть резервы и организовать новый рубеж обороны на направлении Звенигород — Наро-Фоминск, ставший в итоге непреодолимым препятствием для противника. Москва была спасена…

— Павел Рыженко — это уникальный художник, — подчеркнула искусствовед Наталья Паромова, рассказывая о его творчестве. — Глядя на эти картины, мы понимаем: наше величие идет от наших предков, и нам нельзя прерывать эту линию, эту связь времен. Сам художник говорил, что объединил князей и ратников Древней Руси, царей, воинов первой мировой, Гражданской и Отечественной войн, чтобы его герои напомнили нам о жизненном подвиге, чтобы мы задумались о смысле жизни, ценили нашу русскую культуру…

«Это время многие называют «эпохой застоя», — писал Павел Рыженко в своей краткой автобиографии. — Для меня же семидесятые — это радость общения с любящими меня родителями, бабушкой, которую я и по сей день считаю чуть ли не святой, друзьями по двору…. Тогда все было другим, а главное — другими были люди. Почему-то я особенно хорошо помню стариков (почти все они воевали или прошли через войну). Эти старики окружали нас во дворе, стучали в домино, ласково глядели на наши игры и практически никогда не закрывали двери своих скромных по теперешним временам жилищ… Эти воспоминания для меня очень важны. Это для меня и есть Родина, светлая, тихая, полная любви, которую многие позабыли, а многие — нет».

Именно из детства Павел Рыженко вынес любовь к истории, любовь к Родине и гордость за нее. Так появились полотна «Великокняжеский меч», «Победа Пересвета», «Великое стояние на реке Угре», «Ослябя», «Поле Куликово», «Ветеран», «Преподобный Серафим», «Валаам», «Евпатий Коловрат», «Стоход. Последний бой лейб-гвардии Преображенского полка», «Сибирские казаки».

Сегодня благодаря этим полотнам художник сам воспринимается поклонниками его таланта как воин, как герой, защищающий нашу Родину от забвения, праздности, безбожия…

Любопытная деталь. Павел Рыженко был дружен с Игорем Стрелковым, еще одним нашим легендарным современником, полковником, который оборонял Новороссию, участвовал в создании ополчения и армейских подразделений Донбасса. И поскольку Игорь Стрелков увлечен историей белогвардейского движения, Павел Рыженко консультировался у него при создании ряда своих картин.

Добавим, что в Тюмени представлены не оригиналы картин Рыженко, а копии, написанные им самим. Это было сделано с единственной целью: чтобы как можно больше зрителей в разных городах России смогли увидеть батальные сцены, лица наших героических предков, прикоснуться к великому прошлому нашей страны. В Екатеринбурге нашелся благотворитель, пожелавший остаться неизвестным, который оплатил из своих средств реализацию проекта, благодаря которому выставка полотен Павла Рыженко станет поистине всероссийской. В июне картины отправятся в следующий город.

В Тюмени содействие проекту оказали губернатор Тюменской области Владимир Якушев и ТРОО Центр защиты материнства «Покров». 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру