Михаил Шепеленко: «Я расскажу им о России…»

В минувший четверг артист Михаил Шепеленко вновь порадовал своих тюменских поклонников

Те, кто слышал этого молодого тюменского певца, в полном восторге от его волнующего голоса и огромного обаяния. Обладатель уникального проникновенного тенора, Михаил Шепеленко подает большие надежды и имеет все возможности, чтобы стать национальным достоянием России, войти в золотой фонд музыкальной сокровищницы нашей страны. 

В минувший четверг артист Михаил Шепеленко вновь порадовал своих тюменских поклонников
Фото из личного архива артиста.

Михаил родился и вырос в Тюмени. Начал петь в детском хоре. Лет с одиннадцати занимается сольным вокалом. Талант будущего оперного певца в способном мальчишке разглядели и развили тюменские педагоги Римма Красникова, Галина Логачева, Марина Кулакова. Высокий дискант определенно выделялся, привлекал внимание слушателей. Было много конкурсов, интересных поездок и выступлений. Потом голос изменился, начались занятия по взрослой модели, а также подготовка к поступлению в консерваторию.

В Екатеринбурге, на кафедре академического вокала Михаил проучился пять лет. За время учебы в консерватории он не раз выступал перед посетителями «Музыкальной гостиной», где проходят городские камерные концерты. Исполнил цикл песен Шумана «Любовь поэта», роль Моцарта в опере Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Стал лауреатом Международного конкурса вокалистов в Тольятти.

По окончании консерватории вернулся в Тюмень. Однажды увидел в сети Интернет объявление о наборе слушателей в Академию бельканто знаменитой итальянской оперной дивы Миреллы Френи, подруги детства Лучано Паваротти.

Сначала Михаил отправил в Италию свои записи: несколько оперных арий. Они получили одобрение, пришел отзыв: «Приезжайте на прослушивание». И вот в ноябре 2012 года Михаил Шепеленко отправился на стажировку туда, где зародился сам жанр оперы. На прослушивание приехали примерно 150 молодых оперных исполнителей со всего мира. В том числе четыре артиста из России.

— Я впервые вошел в концертный зал Академии бельканто, увидел саму Миреллу Френи… Затем гулял по улицам Модены. И всегда переживал и волновался: выпадет счастливый билет или нет? — вспоминает Михаил. — Мы пели один тур, другой. Затем Мирелла проводила мастер-классы, смотрела, кто и как реагирует на ее замечания и помощь, оценивала перспективы дальнейшей работы. В итоге она назвала только двенадцать имен. В их числе прозвучало и мое. Ощущения были невероятные!

Мирелла Френи — без преувеличения, одна из самых выдающихся оперных певиц XX века. Она всегда вспоминала о Лучано, рассказывала о нем много историй, приводила примеры из его жизни и творчества. Они вместе пели спектакли по всему миру. И теперь в ее академии лучшие из лучших могли получить тончайшую настройку исполнительского мастерства. Наш земляк изучал итальянский язык. Параллельно шли занятия с концертмейстерами по разучиванию музыкальных произведений. Разумеется, Мирелла Френи сама давала слушателям академии уроки.

— Она была очень строга, — рассказал артист. — Реагировала на каждую мелочь возгласами: «No! No! Еще раз! Заново!». И так с утра до вечера. Это было очень интересно и полезно. Вокал — такая сфера, где очень много субъективизма. И для Миреллы Френи главным было привить нам звуковой эталон, то, чему учили ее учителя, чему учат традиции итальянской школы пения. С ноября по май, что я провел в Академии бельканто, научиться всему нельзя, но теперь я знаю, куда, к какому идеалу стремиться. Это то же самое, как спортсмен идет к своей цели.

— Михаил, несколько слов о вашем репертуаре…

— В консерватории у меня был оперный класс, мы пели всех знаменитых «итальянцев» — «Травиату», «Риголетто». Но не забывали и о камерной музыке, разучивали романсы Чайковского, Рахманинова, Даргомыжского, Глинки, Шуберта, Шумана, Листа, Вольфа.

— Что вы думаете о нынешних музыкальных телешоу?

— На мой взгляд, в них есть некий перекос в сторону американской культуры. Не итальянской, не французской, не испанской. И это как-то негармонично выглядит. Наша отечественная музыкальная культура не менее богата, и о ней также не стоит забывать. Может быть, люди не хотят жить в прошлом, стремятся в будущее?.. Но если это будущее сделано опять же под американскую копирку, какой в том прок? Мне кажется важным, чтобы молодежь больше знала наших отечественных композиторов, нашу музыку, глубокую, возвышенную, которая, действительно, задевает струны души. Из нынешних артистов, на кого можно равняться, могу назвать Владислава Косарева. Прекрасный голос, разнообразный репертуар.

— Каковы ваши планы на будущее?

— Открывать новые горизонты, новые произведения, которыми можно удивлять, покорять зрителя. Кроме того, летом 2014 года я снова начал думать, где бы продолжить занятия оперным пением. Через сеть Интернет просмотрел правила и требования к поступлению и подал заявку на обучение в пять различных вузов Великобритании — в Лондоне, Манчестере, Бирмингеме и Глазго. В декабре прошлого года поехал на прослушивание. И уже в Лондоне, в Королевской академии музыки мне сказали: «Мы вас берем!». Мне очень понравилась консерватория в Манчестере. Хотя, казалось бы, это не столица, но, тем не менее, она очень современная, с хорошим залом. Мне оказали радушный прием, никаких оценивающих, критических замечаний я не почувствовал. Последующие прослушивания меня интересовали уже в меньшей степени…

— На каком учебном заведении вы остановились?

— На Королевской академии музыки. Попасть туда я рассчитывал менее всего, потому что это самое статусное, самое престижное учебное заведение Европы, основанное в 1822 году, после Парижской консерватории второе по возрасту. Я спел одну немецкую арию, пару итальянских и арию Ленского, которая всегда была у меня козырной. Я приболел тогда и не совсем был доволен своим выступлением. Но так получилось, что там ко мне проявили своего рода интерес. Познакомили с моим будущим преподавателем. Я увидел улыбки на лицах прославленных английских певцов и педагогов, когда рассказывал им о себе, о том, откуда я родом. Они, конечно, не до конца представляют, что такое Западная Сибирь, каков уровень нашей культуры. Возможно, им мешают некоторые стереотипы.

Особенно приятный момент заключается в том, что через некоторое время мне на электронную почту пришло письмо, где сообщалось, что Королевская академия музыки готова предоставить мне стипендию, которая покроет расходы на проживание. Думаю, это большая удача, такое случается раз в жизни. Полагаю, что уже в следующем году, обучаясь в академии, я приму участие в постановке спектакля Римского-Корсакова «Майская ночь». Русские артисты здесь придутся как раз кстати.

— Михаил, что будет входить в программу обучения?

— В течение двух лет это будут индивидуальные занятия с преподавателем, два раза в неделю. Работа над техникой исполнения, занятия по подбору репертуара. Затем занятия в оперной студии по подготовке спектаклей. Королевская академия музыки ставит обычно три спектакля в год. В предстоящие 2015-2016 годы педагоги планируют поставить «Майскую ночь» Римского-Корсакова, «Фигаро» Моцарта и «Коронацию Поппеи» Монтеверди. Ну и, конечно, в программе обучения обязательный предмет — сценодвижение. Теоретические дисциплины в академии не предусмотрены, поскольку она готовит в первую очередь исполнителей, а не педагогов.

— Какие перспективы открываются после окончания Королевской академии музыки?

— Трудоустройством академия не занимается. Она просто дает престижный диплом. Но дело в том, что Лондон — это один из центров мировой культуры. Соответственно, титулованные артисты, режиссеры, театральные критики, директоры театров, антрепренеры присутствуют на концертах, спектаклях, смотрят на выпускников академии, берут на заметку тех, кто им понравился или произвел впечатление. А дальше уже как звезды сложатся.

— Михаил, к России на Западе относятся не везде хорошо. Если возникнет такая необходимость, о чем вы могли бы рассказать своему окружению в Лондоне?

— Вы знаете, я лично не почувствовал к себе никакого предвзятого отношения. В Великобритании много иммигрантов: поляков, румын, индийцев... Мне кажется, там чаще рассуждают именно на эту тему. А музыка — это все-таки другая сфера. Если меня спросят, то я, конечно, расскажу им о своей стране, о своей малой родине. Наверное, расскажу о наших праздниках, традициях, культуре. О том, какая у нас система образования в классической музыке, о Тюменской академии культуры и искусств, Екатеринбургской консерватории, где я учился, об ансамбле «Ваталинка», где работал.

— Ваша супруга — уроженка Венесуэлы?

— Да, ее зовут Алехандра Парвати. Я зову ее Але. Она родилась и выросла в Венесуэле. Учится в Кембриджском университете, пишет докторскую диссертацию, ее специальность — международные отношения. Мы периодически встречаемся и даже даем совместные концерты, она прекрасно играет на фортепиано. Мы не знаем до конца наших планов, но, наверное, в этом есть своя прелесть.

— До сентября, когда вы уедете в Лондон, у вас еще есть время. Кого ждете на свои концерты?

— Жду публику самую разнообразную, всех возрастов, любителей послушать классические произведения в живом исполнении. Тюмень все-таки мой родной город!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру