Успевай за трендами, учитель

Почему педагогика не менее важна, чем экономика

Уже не первый год в Тюмени реализуется один из многочисленных проектов Тюменского государственного областного института развития регионального образования (ТГОИРРО) — «Школа современного руководителя». 

Почему педагогика не менее важна, чем экономика

 — Много лет проработав в школе, мы прекрасно понимаем: все, что там происходит, зависит от руководителя и только от него — невзирая на события в обществе, в мире в целом. Если руководитель сумел сформировать грамотную команду, то, независимо от того, какие дети учатся в школе, все получится, — с такими словами обратилась к многочисленным участникам встречи в рамках «Школы современного руководителя» в минувшую пятницу директор ТГОИРРО, народный учитель РФ Ольга Ройтблат.

В большом зале Тюменской областной Думы в этот день было многолюдно. «Школа современного руководителя» предусматривает неформальное обучение руководителей образовательных учреждений области и других регионов России. Проект открывает для них дополнительные возможности по повышению качества методической подготовки педагогов, освоения новых практик и технологий управления, формирования новых управленческих компетенций на основе «живого» опыта ведущих специалистов.

В этот раз в работе Школы вновь приняли участие звезды современной педагогики: Евгений Ямбург, доктор педагогических наук, академик РАО (г. Москва), Вячеслав Волов, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор (г. Самара), Надежда Суртаева, доктор педагогических наук, профессор из Санкт-Петербурга, и Анна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент из Омска.

Участники сессии рассмотрели целую палитру актуальных тем, например: что принесет учителю новый профессиональный стандарт? Каковы стратегия и тактика развития образования в XXI веке? Какова роль учителя и руководителя в реформировании образования? Значение ровеб-технологии (основанной на информатизации и роботизации — Ред.) в обучении школьников, проблемы развития профессиональных связей, риски в педагогической деятельности и другое. В ходе сессии ее участники были обеспечены методическими материалами: презентациями, текстами для самостоятельной работы, диагностическими методиками и т.п.

Выступления авторитетных гостей оказались крайне полезными для участников проекта. Это неудивительно. Так, не нуждается в пояснениях личность заслуженного учителя РФ Евгения Ямбурга. Его глубочайшие познания в области педагогики, социологии, психологии, литературе не могут не восхищать. В авторских научно-популярных трудах академик с легкостью определяет важнейшие аспекты воспитания детей и юношества, а также проблемы современного общества и власти. Неслучайно на электронную почту академика приходят тысячи писем со всей страны и из-за рубежа. В приветственной речи академика на открытии педагогических чтений — в этом ярком, эмоциональном и высокопрофессиональном выступлении педагога — воедино слились лекция, мастер-класс и публицистика.

«Всё смешалось в доме Облонских»…

В начале своего выступления Евгений Ямбург сделал существенное замечание: никакие стандарты никому не помогут. В основе все равно должна лежать сильная гуманистическая позиция педагога. Если ее нет, ни один инструментарий не сработает. Врач не выбирает себе пациентов, он лечит всех. Этот же принцип должен быть у педагога: учить всех, несмотря на огромный и сложный контингент учащихся. В образовании ни в коем случае нельзя создавать оазисы, все остальное превращая в пустыню. Это вопрос национальной безопасности.

Чтобы делать эту работу успешно, важно выходить за рамки педагогики, знать философию, культурологию, религиоведение, психологию, медицину, то есть применять системный подход.

По мнению Евгения Ямбурга, нам угрожают проблема генетической усталости, глобальные демографические сдвиги, нарастание межэтнической и межконфессиональной напряженности, кризисы мировоззренческий, нравственный и психологический. Некоторые дети, живя в России, не знают русского языка, и его нужно преподавать им как иностранный. Психосоматика детей ухудшается, многие рождаются с дисфункциями, лейкозами, онкологией. А мы требуем от них стопроцентной сдачи ЕГЭ и грамот с международных олимпиад.

— Никакие материнские капиталы эту проблему не решат, тем более что средства идут не на здоровье, а на приобретение жилья, — добавил он.

В ряду угроз — стремление отвернуться от интеллекта, старости и физических недостатков. Даже контент российского телевидения в этом плане полностью ориентирован на молодежную аудиторию: ешь, пей, веселись, покупай. Похоже, весь мир превращается в единый коррекционный класс, считает академик. Но многим педагогам кажется, что они по-прежнему имеют дело с обычными детьми. И на этом фоне вопрос приобретения новых педагогических компетенций встает в полный рост.

— Главнейшей задачей педагогики в XXI веке станет профилактика ненависти и агрессии, — заключил Евгений Ямбург. — И в этом смысле она важнее экономики. Если люди ненавидят и обманывают друг друга, никакая экономика невозможна. 

Ольга Санникова, директор лицея №93 г. Тюмени:
— Благодаря проекту мы имеем возможность познакомиться с положительными результатами школ, работающих в авангарде образования, с их проблемами. Мы стараемся извлечь из этого рациональное зерно. Общение, когда можно напрямую задать вопросы, касающиеся, например, нормативных актов, и получить на них компетентные ответы, — очень важно! 

Надежда Силкина, директор СОШ №6, г. Новый Уренгой, ЯНАО:
— На данный момент мы перестраиваем обучение, и это требует нового профессионального стандарта. Причем перестройку нужно начинать как раз с педагогических кадров. Средний возраст педагога в стране все повышается и повышается. В Новом Уренгое, в частности, он составляет 47 лет.

 

Важно идти в ногу со временем. В полный рост встает вопрос компетенций педагога. Каким инструментарием он должен владеть, чтобы обучать детей? Ведь наши ученики очень изменились. Клиповое сознание, гиперактивность и другие их особенности требуют соответствующих подходов. В наше время педагогам нужно учиться заново очень многому, повышать свою квалификацию, следить за переменами не только в жизни, но и в преподавании предметов. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру