Конкуренты за одним столом не собираются

Чтобы антимонопольная служба не могла упрекнуть их в ценовом сговоре

Рынок обучения автолюбителей категории «В» приобретает иной формат. В августе текущего года вступили в силу новые нормы функционирования автошкол. 

Чтобы антимонопольная служба не могла упрекнуть их в ценовом сговоре

 В ожидании заключений

Теперь к автошколам предъявляются более высокие требования, чем прежде. Они должны усилить свою материально-техническую базу, оборудовать классы тренажерами, макетами, привлечь к работе психологов, увеличить количество учебных часов и т. д.

И самое основное. Теперь, чтобы оказывать данные услуги, всем автошколам нужно получить заключение ГИБДД на предмет их соответствия новым требованиям. На данный момент тюменские автошколы находятся в процессе получения таких заключений. Какие-то из них соответствуют новым требованиям, какие-то — нет. И пока только две-три автошколы получили положительные заключения, а следовательно, и право оказывать свои услуги. Сколько автошкол останется в городе — это теперь вопрос. Но, следуя логике законодателей, можно рассчитывать, что останутся лучшие.

Как наше слово отзовётся

В начале минувшей недели на встрече с журналистами заместитель начальника Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области Игорь Веретенников сообщил, что за последнее время УФАС выдало два предостережения руководителям автошкол на предмет их высказываний в СМИ о том, какими будут или должны быть цены на обучение автоводителей категории «В».

Игорь Веретенников отметил, что подобные высказывания прямо нарушают принцип конкурентной борьбы, лишая потребителей права пользоваться преимуществами рынка. Цену за обучение каждый хозяйствующий субъект должен устанавливать самостоятельно, исходя из своих собственных затрат и спроса на предоставляемую услугу.

Стоит отметить, что это уже не первый случай, когда предприниматели пытаются обойти нормы антимонопольного законодательства. Напомним, все началось с желания ряда руководителей тюменских автошкол отказаться от честной конкуренции на рынке услуг по подготовке водителей. В декабре 2012 года участники картеля с целью увеличения своей прибыли приняли негласное решение повысить минимальную стоимость обучения во всех автошколах с 17 тыс. до 25 тыс. рублей. В январе 2013 года картельный сговор сработал, и жители города Тюмени, оказавшись на несколько месяцев в ценовой ловушке, переплатили нарушителям антимонопольного законодательства не одну сотню тысяч рублей.

Вмешавшись в ситуацию, Тюменское УФАС провело проверку, и уже в марте 2013 года ситуация с ценами на обучение начала стабилизироваться, а с зачинщиками ценовой смуты состоялся отдельный разговор.

Проведенный анализ рынка показал, что до 2013 года обучение в автошколах стоило ниже 25 тыс. рублей. Если бы данная стоимость была нерентабельной для компаний, они прекратили бы свою деятельность, но никто на это не пошел. Более того, автошколы, заявившие цену услуги в размере 25 тыс. рублей, могли устанавливать более низкие цены, предлагая скидки определенным слоям населения.

Предпринимателям вменили в вину сговор против потребителей, в результате этого гешефта лишенных возможности обучиться ПДД по более низкой цене. По итогам проверок автошколам были выданы обязательные для исполнения предписания, возбуждено 30 административных дел. Практически все должностные лица из 19 тюменских автошкол, что в совокупности составляет половину рынка оказания данных услуг, за ограничение принципа конкуренции были привлечены к административной ответственности. На компании были наложены штрафы общей суммой до 2 млн рублей.

В ходе рассмотрения дел представители автошкол доказывали, что 25 тыс. рублей с курсанта — это цена, обеспечивающая высокое качество оказываемой услуги. Между тем на рынке обучения автоводителей успешно функционировали компании, которые оказывали данные образовательные услуги и за 17 тыс., и за 16,5 тыс. рублей.

Стоит учесть при этом, что показателем качества работы автошколы является не стоимость обучения, а количество курсантов, сдавших экзамен в ГИБДД с первого раза.

За потребителем должен оставаться выбор, учиться ему с помощью инновационных мультимедийных досок, проходить уроки вождения на дорогих машинах или его устроит отечественный автопром и уютный класс с обычной доской. Участники сговора, повысив цены до 25 тыс. рублей, не стали улучшать материально-техническую базу своих школ, преподавательский состав также не изменился. Таким образом, повышение стоимости обучения не привело к изменению качества преподавания, а потребитель не получил каких-либо выгод от увеличения стоимости услуг.

Миф о математически выверенной стоимости услуг автошкол в размере 25 тыс. рублей был развеян научными данными. По мнению тюменских ученых, стоимость обучения не влияет на качество подготовки курсантов автошкол. Так, результаты независимого исследования заместителя заведующего кафедрой института транспорта ТюмГНГУ Сергея Яркова не подтвердили каких-либо закономерностей при сдаче или несдаче экзамена в зависимости от стоимости обучения в автошколе.

— Мы всего лишь выступаем за конкуренцию, за то, чтобы потребители получали преимущества от честной борьбы и справедливой соревновательности между хозяйствующими субъектами, — заявил Игорь Веретенников.

Многообещающая точка в деле

Между тем участники сговора не согласились с озвученной позицией УФАС и решили обжаловать его решение в судах. В итоге на судебные разбирательства с участием упомянутых 19 автошкол ушло более года. Все три инстанции — областной арбитраж, апелляция, кассация, — через которые прошло дело о сговоре автошкол, поддержали обвинение антимонопольного органа и подтвердили законность вынесенного им решения. Нарушители были оштрафованы на сумму свыше 1,8 млн рублей.

— Мы ставим точку в этом деле, но в связи с вступлением в силу новых требований для автошкол будем продолжать пристально следить за тем, как развивается ситуация на этом рынке. В настоящий момент первые автошколы, которые пройдут аттестацию в ГИБДД, временно будут обладать рыночной властью. Поэтому мы обращаемся к руководителям этих компаний не злоупотреблять своим монопольным положением, — добавил чиновник.

Если руководители автошкол делают публичные заявления в СМИ о том, какой должна быть цена за обучение в автошколах, а затем цены на рынке выравниваются в зависимости от озвученной цифры, данные действия могут быть расценены УФАС как сговор.

Игорь Веретенников призвал руководителей автошкол учитывать недавний прецедент, обеспечить конкуренцию и не допускать согласованных действий на рынке по установлению цены за обучение курсантов.

— Только такое поведение участников рынка убережет их от рисков нарушения антимонопольного законодательства и будет способствовать успешному развитию бизнеса, — заключил спикер.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру