Где по десять раз на дню чай не пьют

Как Тюменская область развивает сельское хозяйство

Мы хотим рассказать о том, как в Тюмени добиваются блестящих результатов в области агропромышленного комплекса. Но только речь пойдет не о правительственных мерах стимулирования, которые, конечно же, работают в регионе. Мы познакомим читателей с двумя замечательными компаниями, специализирующимися на сельскохозяйственном производстве, где мы недавно побывали в рамках пресс-тура для югорских СМИ. 

Как Тюменская область развивает сельское хозяйство

Я тебе — русский рок, а ты мне — молоко

Удивительно, но, по словам заместителя директора ООО «ЗапСибХлеб-Исеть» Андрея Плахотника, коровам нужна не классика, а Земфира и группа «ДДТ». Сегодня на предприятии, созданном в 2006 году, — 1203 головы КРС.

Производство поделено на блоки. Основной из них, «сердце предприятия», — это блок производства молока. Он включает в себя четыре двора, соединенных галереей, а также доильный зал «Карусель» на 36 мест. Все коровы посещают «Карусель» дважды в день.

— Как бы ни хотелось нам укутать и убаюкать этих американских гигантов, оказывается, им вполне комфортно на холоде, — рассказывает Андрей Плахотник. — Чем ниже температура, тем здоровее и лучше будет чувствовать себя животное!

«Маленьких» — суточных телят — высаживают на холод. Для этого на предприятии созданы «ясли», «детский сад» (для нетелей от 3 до 9 месяцев) и «школа» (от 9 до 14 месяцев). Когда животные достигают технологической зрелости, их переводят в блок воспроизводства, где происходит искусственное осеменение. На предприятии используется фиксированное семя, то есть семя, разделенное по полу. Это важный момент в воспроизводстве животных.

Последний блок носит название «Родильное отделение». Здесь используется доильный зал «Елочка», у которого стереотип доения точно такой же, как и в «Карусели», чтобы корова не испытывала физиологический стресс.

Во всем чувствуется, что к животным здесь относятся с большой любовью. К примеру, Андрей объясняет, что на корову ни в коем случае нельзя кричать. Она — сенсорное животное. И на всеобщие замечания и беспокойство о том, что «ей все-таки нужно гулять», он терпеливо объяснил нам этот процесс с точки зрения биологии:

— Для образования одного литра молока нужно прогнать 300 литров крови. То есть корова должна иметь очень мощную сердечно-сосудистую систему, которая и без того нагружается. Если нагрузить ее лишними передвижениями, это будет только во вред. Для того чтобы наша американская корова-гигант голштинской породы давала хорошее молоко, ей достаточно пройти восемьсот метров в день, что она и делает.

В 2013 году предприятию с численностью работников 163 человека (вакансий нет!) удалось надоить 8200 тонн молока, в этом году стараются повысить планку до 8400 тонн. Есть планы прирас­ти поголовьем — с 1203 голов коров (как сейчас) до 1700 голов.

Все, что едят животные, проходит через глаза и руки ответственных работников: предприятие самостоятельно заготавливает сено, солому и силос. Единственное, что приходится докупать, — это протеин, без которого корова молока с высокими показателями жирности не даст. Зерновые культуры — ячмень, овес, пшеницу — работники тоже выращивают своими силами. Такой вот замкнутый производственный цикл.

После того как корова дала молоко, оно поставляется на Ялуторовский молочный завод компании «Данон». Почти 60 процентов продукции вывозится за пределы Тюменской области и попадает на стол к потребителю в виде масла, сыров, йогуртов и другой молочной продукции.

Про помидоры с сахаром

Как сегодня выращиваются зеленные культуры и томаты разных сортов, журналистам показали на предприятии ЗАО «Ритза».

Эти помидоры ровно 24 часа, а именно столько идет поезд из Тюмени в Сургут, спасали меня от голодной смерти. Кроме шуток, прекрасная еда — свежие помидоры! Полезные (из-за наличия витаминов группы В и целого ряда других), ароматные, что заснеженным апрелем особенно приятно, а сладкие, как будто с сахаром, и вкусные — не передать! Возвращаясь домой, под стук колес я думала о том, какая благородная профессия — работать, чтобы кормить людей...

Но вернемся под Тюмень — в Заводоуковск, где во время пресс-тура мы посетили ЗАО «Ритза». По мере продвижения по большой теплице площадью в целый гектар Андрей Фокин, директор компании, рассказывал, как удается круглый год поддерживать идеальный температурный режим для различных зеленных культур.

Прежде чем вырастить зеленные культуры, их необходимо посадить. Первая остановка — небольшой цех по посадке семян, где начинается жизнь растений. Здесь находится порядка 15-17 тыс. маленьких горшочков, в каждом от 3 до 40 семян салата, и можно просчитать, сколько вырастет витаминной продукции из этих семян. Посадка производится автоматически — нажатием одной кнопки. Раз — и через несколько секунд в каждом горшке по три семечка. Затем полив, и уже через два-три дня появятся первые всходы. Не пройдет и месяца, как зеленной товар поступит в магазины. Автоматизация позволяет следить за точностью. Например, в каждом горшочке прорастает ровно три пучка салата — это гарантирует хороший объем и хранение. Вот так качество семян и всего производственного процесса!

Двадцать пять дней, пока зреет пучок салата, теплица дает ему определенное количество света, воды, влажности, температуры, углекислого газа и так далее. Для того чтобы мы смогли увидеть такой кустистый и ярко-зеленый салат в апреле, а также зимой и в любое другое время года, ему нужно много света — вот почему под кровлей теплицы расположены лампы.

На просторах теплицы произрастают самые популярные сорта салата — руккола, айс-салат и другие, тут же укроп, два вида базилика, сельдерей, кинза и щавель.

Предприятие работает на четыре основных сегмента — Сургут, куда поставки начались буквально неделю назад, Екатеринбург, Тюмень и Челябинск.

В новом тепличном комплексе «Ритзы» площадью в полтора гектара выращиваются овощи, в этом году — три сорта помидоров.

Вся продукция проходит сортировочные линии — это один из немногих процессов, который проводят вручную. В одной коробке должно быть минимум 10 кг томатов. Один из новых сортов — голландские помидоры, по пять штук на ветке.

У томатов тоже есть своя маленькая лаборатория — небольшое помещение, где каждое растение «сдает анализ» — сколько в нем магния, натрия, кальция, железа и других полезных веществ. У каждой ветки есть такая карточка.

У томатов жизненный цикл дольше, чем у зеленных культур. Например, первый сорт помидоров «Жеронимо» посажен в июле 2013 года. Ни одно растение здесь не сидит в земле. Каждое — в специальном кубике минеральной ваты, в субстрате, куда поступают и вода, и основные питательные вещества.

Начало жизненного цикла томатов происходит в небольшой комнате с повышенной влажностью, где искусственно создается самый настоящий туман. Процессами в основном руководит компьютер. Раз в неделю агроном проходит между ростками и корректирует то, что необходимо.

Всего в ЗАО «Ритза» работают около 70 человек. Среднестатистическая зарплата — 32 тыс. рублей. Чтобы устроиться на работу, кандидату необходимо пройти отбор. Агроном Евгений Колосов говорит, что на предприятии его все устраивает. Он работает здесь три года, зарплатой доволен, и перспективы есть.

— Главное у нас — дисциплина, — отмечает агроном. — Если ты работаешь быстро, аккуратно и все делаешь вовремя — и работа спорится, и руководство довольно. Конечно, пить чай по нескольку раз на дню никто здесь не будет. Работа такая.

Предприятие, специализирующееся на производстве зеленной продукции, планирует развиваться. Кстати, «Ритза» — это аббревиатура, сокращение от «Российская инновационная тюменско-заводоуковская агрокомпания».

После небольшой экскурсии мы распробовали помидоры и салатные культуры, похвалили — не из вежливости, просто вкусно! Ну, а про то, как выращенные в Заводоуковске помидоры помогли мне преодолеть путь из Тюмени до Сургута, я уже рассказывала. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру