инвестиции – Сегодня, успех и процветание - завтра

Будущее регионов с крупными сырьевыми ресурсами обеспечат инвестиционные проекты и серьёзные вложения в развитие экономики территорий

Экономическая политика сырьевых регионов: задание на завтра 

Будущее регионов с крупными сырьевыми ресурсами обеспечат инвестиционные проекты и серьёзные вложения в развитие экономики территорий

Международный форум в Сочи сегодня считается не только главной инвестиционной площадкой, но и заметным событием в экономической жизни страны. В этом году ХII Международный инвестиционный форум Сочи – 2013 собрал около 9000 представителей из 58 регионов России и 38 зарубежных государств. В деловой программе форума почти в полном составе работали министры Правительства РФ, руководители крупнейших предприятий и предпринимательских сообществ, главы регионов. Ориентиром для участников всех последующих дискуссий и «круглых» столов стало выступление на пленарном заседании «Экономическое развитие и качество жизни: вызовы и перспективы» премьер-министра Дмитрия Медведева.

Не менее обсуждаемой была и, пожалуй, самая актуальная панельная дискуссия «Сырьевые регионы: стратегия для следующих поколений». В ее работе приняли участие министр энергетики РФ Александр Новак, президент, председатель правления ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер, главы нескольких российских регионов, в том числе губернатор Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Наталья Комарова.

Регионы с крупными сырьевыми ресурсами решают и собственные стратегические задачи. Главная из них — использовать сегодняшние возможности для создания диверсифицированной экономики, способной обеспечить благополучие граждан, прежде всего, за счет развития современных технологий по добыче и глубокой переработке сырья. Эта задача актуальна для сырьевых стран и регионов всего мира, но лишь немногие решают ее эффективно. Какой стратегический опыт полезен для сырьевых регионов России? Что необходимо сделать, чтобы его успешно использовать? Таковы были главные темы дискуссии.

Александр Новак, министр энергетики Российской Федерации:

 — Мы прекрасно понимаем, что сырьевые регионы в нашей экономике являются драйверами: они формируют 50 процентов федерального бюджета и 70 процентов экспорта. В этом ничего нет плохого, потому что при добыче природных ресурсов используются самые современные технологии, а сырье Россия экспортировала и сто лет назад. Только тогда это были лес и зерно. Активно энергоресурсы начали экспортироваться в 1960-1970 годы, когда в Западной Сибири были открыты месторождения нефти и газа. Сегодня основным добывающим газ регионом является Ямало-Ненецкий автономный округ. Имеющиеся запасы позволяют ему удерживать лидерство по добыче в длительной перспективе. Истощение действующих месторождений в Надым-Пур-Тазовском районе компенсируется введением новых мощностей. В частности, в прошлом году было введено в эксплуатацию гигантское Бованенковское нефтегазоконденсатное месторождение на полуострове Ямал, построена «первая нитка» системы магистральных газопроводов «Бованенково — Ухта».

За последние 25 лет в значительной мере изменилась роль нефтедобычи. Мы пережили спад в 1996 году  — 300 млн тонн, но уже в 2012 году эта цифра достигла 518 млн тонн и впервые превысила результат 1990 года. Самую большую долю прироста (+6,7 млн тонн) дали новые месторождения. Применение современных методов повышения нефтеотдачи позволило также нарастить производство в Европейской части страны (+ 0,6 млн тонн). В Западной Сибири снижение объемов добычи практически прекратилось.

Основная задача, которая сейчас стоит перед нами в этих регионах,  — повышение коэффициента извлечения нефти, изменение налоговой политики, которая стимулирует добычу трудно извлекаемой нефти. Хочу подчеркнуть, что стимулирование добычи не ведется исключительно в интересах экспорта. Целью является комплексное развитие экономики страны, поэтому наряду с мерами поддержки добычи стимулируется и внутренний спрос на нефть. Проследить это можно на примере отрасли нефтепереработки. Внедрение нового технического регламента по качеству топлива, дифференциация акцизов в зависимости от класса топлива способствовали проведению масштабной реконструкции действующих НПЗ и строительству новых нефтеперерабатывающих мощностей. В 2030 году основные центры добычи останутся теми же, но основной прирост добычи будет обеспечиваться за счет новых нефтедобыва­ющих провинций (Восточная Сибирь, Дальний Восток, континентальный шельф и дно Каспийского моря).

Алексей Миллер, Председатель Правления ОАО «Газпром»:

 — По всей стране каждая вторая лампочка горит на газу, поэтому газ  — это не сырье, это, в первую очередь, энергоресурс. И в связи с этим в споре, является ли наличие гигантских запасов газа проклятием или нашим благом, ответ может быть одним — это конкурентное преимущество страны, и надо поклониться предыдущим поколениям, которые прирастили Россию Сибирью. Сегодня компания располагает значительно большим объемом добычных мощностей, чем текущий уровень внутреннего и внешнего спроса на газ. Газпром может ежегодно добывать более 600 млрд куб. м газа, при этом в прошлом году на рынок мы поставили менее 500 млрд кубических метров. Четыре пятых объема нашей добычи приходится на Ямало-Ненецкий автономный округ, где компания работает 40 лет, и где мы накопили уникальный опыт, который мог бы быть интересен США. Речь идет об Аляске, имеющей те же геологические и климатические условия, что и наши северные регионы.

В прошлом году в ЯНАО мы создали новый центр газодобычи, начали разработку одного из крупнейших месторождений мира. Россия сделала фундаментальный шаг в освоении Арктики. Мы теперь знаем, как в ней строить и эксплуатировать. А будущее — за шельфами северных морей, которые разведаны нас сегодняшний день только на 5 процентов, но там уже открыты такие гигантские месторождения, как Штокмановское, содержащее свыше 3,9 трлн куб м газа и 56 млн тонн конденсата. При этом надо понимать, что при разработке таких месторождений используются инновационные технологии, над созданием которых трудятся 13 научно-исследовательских и проектных институтов, которые Газпром сохранил в своем составе с 1990-х годов. За пять последних лет ежегодное финансирование Программы НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ) составляло в эквиваленте 250 млн долларов, к 2020 году эта цифра достигнет 1 млрд долларов. Что касается взаимоотношений с субъектами Федерации. Добыча в сырьевых регионах способствует экономическому росту в других регионах: полученные средства мы, в первую очередь, направляем на наши инвестиционные программы. Инвестиционная программа Газпрома ежегодно составляет 1 трлн 200 млрд рублей. Ежегодно с руководителями сырьевых регионов мы подписываем соглашение социальной направленности и значительную часть средств направляем на создание социальной инфраструктуры, потому что знаем, что условия проживания в этих регионах чрезвычайно сложные.

Вагит Алекперов, президент, Председатель Правления ОАО «ЛУКОЙЛ»:

— Если вспомнить историю, то открытие месторождений в Татарстане и Башкирии стали двигателем в развитии промышленного комплекса  — нефтехимии, машиностроения. То же самое происходило и в Западной Сибири, только инвестиции приходили не на север Тюменской области, а непосредственно в Тюмень, где формировался и сформировался кластер машиностроения. Это была так называемая природная рента. Деньги, которые поступали от реализации нефти и газа, перераспределялись через отраслевые министерства  — лесной, газовой, нефтехимической промышленности  — и давали возможность комплексно развивать эти регионы. Эта сырьевая рента давала уверенность населению, что при истощении сырьевых ресурсов  — а мы знаем, что природные ресурсы имеют определенный жизненный цикл  — эти регионы не останутся обездоленными, а люди, которые освоили эти необжитые места, останутся здесь на долгие годы. Мы работаем в 42 странах, и там сегодня также за счет сырьевой ренты продвигаются проекты, которые направлены на развитие региона. Взять ту же Аляску, где есть ограниченный доступ к ресурсам, но правительство компенсирует инвестору 65 процентов его инвестиционных затрат и 65 процентов его компенсационных затрат для того, чтобы он работал именно в тех регионах, где необходимо развитие того или иного штата. То же самое происходит в норвежской геологоразведке, где до 80 процентов затрат компенсируется правительством страны.

Что происходит в нашей стране? Налоговая система несовершенна, она не стимулирует регион для того, чтобы инвестиции приходили на его территорию, потому что регион не может быть крупным партнером по развитию собственной территории. Природная рента  — у нас она называется налогом на добычу полезных ископаемых  — сто процентов изымаются из региона в федеральный бюджет, а потом уже перераспределяются на определенные проекты. У региона нет маневра, нет заинтересованности, нет в бюджете средств на стимулирование развития параллельных отраслей. Сегодня необходимо заострить внимание на том, чтобы регионы, где имеются сырьевые ресурсы с «пределом собственного жизненного цикла», получили возможность, думая о будущем поколении, формировать региональные фонды, которые могли бы, в том числе, стимулировать создание новых производств и отраслей.

Наталья Комарова, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа  — Югры:

 — Ни один из сырьевых регионов, в том числе Югра, не откажется от своей компетенции добывать нефть и газ. И растущие несырьевые регионы, и создаваемые новые провинции вплоть до шельфа — все основывается сейчас, и еще лет 50 будет основываться на платформе, которая носит имя поселок Березово.

Потому что именно там 60 лет назад первая газовая скважина дала рождение Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Именно оттуда пошел ямальский газ и югорская нефть. На ближайшие 50 лет они остаются базой, платформой для развития этой отрасли.

У меня есть предложение. Давайте хотя бы внутри страны не стыдиться того, что в России есть люди, которые занимаются таким видом трудовой деятельности, как нефте- и газодобыча. У нас в регионах даже дети в детском саду знают, что их родители выполняют государственную задачу. Мировой опыт развития сырьевых регионов говорит о том, что перед такими территориями стоит крайне сложная задача. Но на две ключевые задачи история сырьевых провинций нацеливает нас с определенностью. Первое  — это опора на собственные силы в развитии через локализацию именно на своей территории основного ядра отраслевых знаний. Это то, что стратегически позволяет региону обеспечить лидерство в своей компетенции. Второе — это эффективная диверсификация, в основе которой — человеческий капитал.

В Югре в прошлом году родилось рекордное количество малышей, больше 27 тысяч, итоги девяти месяцев этого года говорят о том, что прошлогодний рекорд мы побьем. На протяжении последних лет мы формируем главную цель работы в автономном округе  — мы должны создать здесь лучшее место для жизни. На это нацелены наши образовательные программы, программы в области здравоохранения. Мы делаем все то, что дает нам возможность локализовать на своей территории новейшие разработки в отраслевой, академической, фундаментальной науке. Делается это для того, чтобы кластерно развивать нашу экономику.

В 2008 году мы начали разрабатывать стратегию развития региона, она была спрогнозирована на период до 2020 года, и тогда мы принимали решения исходя из того, что требовалось определить — большинство из нас уедет из региона на «большую землю» или останется жить в Югре. Когда мы корректировали этот документ в прошлом году и продлевали его действие до 2030 года, этот вопрос вообще не поднимался. Люди никуда не хотят уезжать со своей родины. Это позволяет говорить о том, что, во-первых, за прошедший период в нашем регионе значительно улучшилось качество жизни, во-вторых, абсолютное большинство работающих югорчан видят свое будущее и будущее своих детей именно на нашей земле, в Ханты-Мансийском автономном округе.

Рустам Минниханов, Президент Республики Татарстан:

 — То, что через нас проходят газотранспортные магистрали, позволяет развиваться нашей республике. Мы потребляем 15 миллиардов кубометров газа, и без этого мы вряд ли смогли бы развивать нефтепереработку и нефтехимию. Компания «Газпром» является крупным заказчиком продукции машиностроительного комплекса республики. Что касается нефтедобычи, то Татарстан 70 лет добывает нефть, добыто 3,1 млрд тонн нефти. Надо сказать, что большая нефть изменила экономический и социальный облик республики. Если бы не было нефти, не было бы того промышленного комплекса, что есть у нас сегодня. Но время проходит, месторождения истощаются, и мы работаем над новыми месторождениями. Наши доказанные запасы составляют около 1 млрд тонн нефти. Обширная ресурсная база и нефтяная промышленность — это основа нашего развития. Тезис о том, что сырьевая экономика не может быть инновационно-ориентированной, совершенно несостоятелен. Наоборот, для того, чтобы сохранить конкурентоспособность нефтедобывающей промышленности, необходимо применять инновационные методы.

Для разработки новых месторождений нужны новые налоговые послабления. Запасы сегодня уже не те, фонтанов нет. Поэтому гибкое и разумное налогобложение  — обязательное условие для сохранения и развития нефтедобывающей отрасли.

Александр Хорошавин, губернатор Сахалинской области:

 — Сахалинская область обладает значительным природно-ресурсным потенциалом. В России мы занимаем первое место по запасам рыбы и морепродуктов, четвертое место  — по запасам нефти и газа. Опираясь на эти ресурсы, нефтегазовая, рыбная, плюс угольная отрасли стали драйверами не только сахалинской, но и отчасти дальневосточной экономики.

В настоящее время правительство области занимается разработкой перспективной региональной промышленной политики, в рамках которой планируется увеличить добычу полезных ископаемых, организовать максимальную переработку ресурсов и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, стимулировать предприятия к технологическому обновлению и внедрению энергосберегающих технологий. Речь идет о расширении производства СПГ, развитии газохимии и углехимии, производстве нефтепродуктов на Сахалине. В части продвижения углеводородной продукции высоких переделов необходимо не забывать о сланцевой революции в США.

Пока Сахалину удается успешно конкурировать со странами АТР на рынке поставки углеводородов за счет преимуществ в логистике, но накапливаемое отставание в этой области может привести к потере его конкурентоспособности. Второй ключевой компонент региональной промышленной политики направлен на минимизацию инфраструктурных издержек и поддержку перспективных отраслей сахалинской экономики (рыбной, лесной отраслей и ряда других). Их развитие позволит обеспечить комфортные условия проживания и максимальную занятость жителей островного региона.

Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ:

— Для устойчивого развития необходимы и масштабные инвестиции. Главный ресурс — развитие инвестиционной активности в регионах и, конечно, личная мотивация руководителей — федеральных органов власти и органов власти в регионах.

ЭКСКЛЮЗИВ

Наталья Комарова, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа: «Югра и завтра будет опираться на свои силы»

Сразу после круглого стола «Сырьевые регионы: стратегия для следующих поколений» глава региона уделила несколько минут главному редактору «МК» в тюмени» Ирине Ленькиной, чтобы ответить на вопросы, которые волнуют, по сути, большинство жителей Югры. Главный из них — «Что будет завтра, когда нефть иссякнет?»

— Наталья Владимировна, как вы оцениваете состоявшуюся дискуссию? С вашей точки зрения, нужны ли такие беседы, встречи?

— Такие дискуссии, конечно, нужны. Еще на стадии подготовки к таким мероприятиям они уже приносят пользу. Смотрите, сегодня мы имели возможность познакомиться с опытом Норвегии, обсудить опыт других зарубежных стран, извлечь уроки из мировой истории в аспекте развития возможностей сырьевых регионов, их потенциала.

Проблема перспектив сырьевых регионов состоит из многих составляющих. Экспертное сообщество должно размышлять над каждой из них. Для себя я выделяю две главные задачи, поскольку именно их решение давало возможность сырьевым провинциям адекватно отвечать на вызовы времени. Первое — это обязательно опора на свои силы и развитие своих основных компетенций. Все, что известно об отрасли, в нашем случае это нефте- и газодобыча, переработка нефти и газа, должно развиваться на территории добывающего региона. Это просто необходимо, чтобы оставаться лидером.

И второе — это, безусловно, диверсификация экономики с одновременным улучшением качества жизни. Что бы мы не обсуждали, к каким горизонтам бы не стремились, мы всегда должны видеть главное — человека, его нужды и потребности. Для нас это главный маяк, на который мы ориентируемся.

— Сегодня вы сказали о том, что России не следует стыдиться того, что она нефтяная держава. Наболело?

— Я считаю это утверждение справедливым и очень важным. Никому, ни в России, ни за рубежом нельзя позволять подшучивать, или зло иронизировать над тем, что наша страна является нефтяной державой.

Добывать нефть и газ — это не пряниками торговать, при всем моем уважении к пекарям и кондитерам. Эту многотрудную работу делают многотысячные коллективы, где каждый — профессионал в своем деле и своей отрасли, потому что иначе все может взлететь на воздух… Эту работу наши люди выполняют в очень не простых условиях, в том числе климатических. Специалисты приходят работать в чистое поле, в болото, в тундру и тайгу, чтобы обустроить месторождение и наладить производство. Поэтому когда о добыче ценнейшего углеводородного сырья рассуждают, походя, между делом, с насмешкой, в том числе жители России, мне это напоминает пословицу: «Ради красного словца не пожалею ни мать, ни отца».

Другое дело — не надо «спать» на нефти и газе, а нужно действовать и в полной мере использовать потенциал, чтобы создавать новые точки роста для других отраслей экономики. И в Югре, и в России это понимание есть. Вот я, например, работаю для того, чтобы условия жизни в нашем добывающем регионе были максимально благоприятными для тех, кто трудится, в том числе, в сырьевом секторе. Это моя задача, и, когда надо, я говорю об этом и на федеральном уровне. Я всегда подчеркивала значимость и самой отрасли, и людей, которые трудятся в ней, и не стесняюсь того, что работаю на передовой по обслуживанию этих людей.

— Наши читатели время от времени поднимают тему, связанную со взаимодействием Ханты-Мансийского округа с центром. При этом нам кажется, что в Москву уходит все больше югорских денег, на развитие не остается, а аппетиты федерального центра растут. Как вы как глава региона могли бы это прокомментировать?

— Мы недавно приняли стратегию развития региона на период до 2030 года. В обсуждении этого документа приняли участие огромное количество югорчан. И мы вместе вышли на формулировку задач, которые нам предстоит решить в ближайшее время. Люди складывают объем потребностей и имеющихся у нас возможностей и приходят к выводам, которые вы озвучили: «Ресурсов на развитие не хватает». Следующий вопрос — «А где эти ресурсы?» Мы понимаем, что часть из них аккумулируется на уровне федерального бюджета и затем распределяется между бюджетами всех регионов РФ.

При этом есть не сырьевые регионы, которые развиваются и растут быстрее, чем регионы-доноры, и Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев это признает. Поэтому абсолютно справедливо далее возникает другой вопрос: «Ну, так может вернуться к теме средней бюджетной обеспеченности всех регионов за счет так называемых доноров?» В итоге должен заработать механизм справедливого распределения налогов, которые зарабатываются на каждой отдельной территории, и в этом смысле я поддерживаю своих земляков.

Сегодня эту мысль поддержал и руководитель «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов. Справедливо оставлять, как минимум, часть природной ренты для развития сырьевого региона. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру