Югра — инвестору: «У нас хороший климат»

Как Правительство округа благоприятную деловую среду создаёт

Недавно в Югре завершился общественный этап разработки Стратегии социально-экономического развития округа до 2020 года и на период до 2030 года. Сегодня это рабочий проект. 

 

После его утверждения со Стратегией будет «сверять часы» не только правительство автономного округа, но и широкая общественность, поскольку предполагается общественный контроль над реализацией Стратегии, каковой будут осуществлять те, кто принимал участие в ее разработке и обсуждении. О развитии региональной экономики в ближайшие два десятилетия — наше интервью с директором департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Павлом Сидоровым.

— Павел Петрович, как изменился взгляд на развитие экономики Югры под влиянием мирового кризиса 2008-2009 годов?

— Кризис оказал заметное негативное влияние на развитие экономики и позволил под новым, посткризисным углом посмотреть на действующую Стратегию социально-экономического развития Югры.

Сценарии стратегичес­кого развития автономного округа до 2020 года, рассмотренные в действующем документе, потребовали корректировки, так как не учитывали пересмотренных стратегических планов крупнейших предприятий основных секторов экономики — топливно-энергетического, лесопромышленного, транспортного, агропромышленного комплекса, сектора услуг.

Стала крайне актуальной не только коррекция основных индикаторов, параметров, сроков и приоритетных направлений развития, но и формирование распределенной модели данных отраслей экономики Югры, на основе которой был разработан проект Стратегии социально-экономического развития автономного округа. В настоящее время завершен общественный этап работы над Стратегией, подводятся итоги, учитываются предложения, полученные от жителей Югры, органов местного самоуправления, экспертного сообщества.

В Стратегии будет рассмотрен комплекс вопросов, связанных с выбором дальнейшего пути модернизации и диверсификации экономики Югры, что будет способствовать обеспечению макро­экономической и социальной стабильности, развитию человеческого потенциала.

— Стоит ли диверсифицировать экономику округа, или лучше сосредоточиться на извлечении из недр нашего главного богатства — нефти и газа?

— В ближайшей перспективе ведущая роль в экономике Югры сохранится за нефтегазовым комплексом, и усилия органов государственной власти автономного округа будут направлены на сохранение достигнутых объемов добычи нефти. Эта задача достижима при внедрении новых технологий, увеличении степени извлечения нефти, создании инновационно-технологического кластера* в сфере ТЭК, развития бизнеса в нефтедобыче и нефте­сервисе.

В целях сохранения в долгосрочном периоде макроэкономической стабильности политика правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры направлена на создание благоприятных налоговых условий для базовой отрасли. Основной целью этого является увеличение объема инвестиций в нефтедобычу и геологоразведку. В нефтедобыче трудится 25 процентов работающего населения. Экономический эффект в поддержании этой отрасли очевиден.

Будущим Югры, как и России в целом, безусловно, ТЭК останется еще на долгие годы. Перспективы будут зависеть от того, насколько удастся, с одной стороны, обеспечить устойчивое функционирование нефтегазового комплекса, а с другой, создать условия для диверсификации и инновационного развития экономики.

— Какие отрасли несырьевого сектора округа вы считаете перспективными и почему?

— Югра связывает перспективы с развитием, например, лесопромышленного кластера. Уже сегодня в округе реализуется программа модернизации лесопромышленного комплекса, главной задачей которой является создание условий для полного цикла переработки древесины. Активная инвестиционная политика позволила организовать современные лесозаготовительные и деревообрабатывающие производства, осуществляющие комплексную переработку древесины и выпуск востребованных видов продукции. Дальнейшее развитие ЛПК округа будет направлено на создание производств механической и химико-механической переработки древесины, обеспечивающих выпуск инновационной продукции.

Рекреационный потенциал и уникальные природно-географические преимущества Югры создают предпосылки для развития туристско-рекреационного комплекса. На территории автономного округа работают 120 туристических фирм, в которых трудятся около тысячи человек. В целях поддержания проектов в области внутреннего туризма и сопутствующей инфраструктуры ежегодно проводится конкурс на получение грантов правительства автономного округа.

Особое место отводится агрокомплексу. Югра не является по своим климатическим особенностям территорией благоприятного земледелия, численность селян невелика — 9 процентов от всего населения. При этом именно в сельских населенных пунктах наиболее высок уровень безработицы и низкая заработная плата. В целях создания равных стартовых возможностей для молодежи сельских населенных пунктов в Югре проводится политика государственной поддержки агропромышленного комплекса.

Структура экономики автономного округа в ходе диверсификации постепенно изменится. В валовом региональном продукте вырастет доля услуг, строительства. Югра уверенно движется к «экономике знаний». В случае сохранения взятого курса к 2030 году доля ТЭК в ВВП уменьшится до 40-45 процентов (сейчас это 60-65 процентов).

— Как власти округа планируют привлечь инвесторов в Югру?

— В Югре внедряется Стандарт деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, который предусматривает создание системы взаимодействия бизнеса и власти.

В 2011-2012 годах реализация налоговой политики в автономном округе способствовала формированию благоприятных условий для развития всех сфер бизнеса и, как следствие, позволила обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие, а также прирост налоговых поступлений. Налоговая политика автономного округа на 2013-2015 годы будет способствовать решению задач, сформулированных Президентом РФ в части технологического обновления и модернизации производства, увеличения доли производства продукции с высокой добавленной стоимостью, создания новых высокопроизводительных рабочих мест, развития некоммерческого сектора экономики, предоставляющего, в том числе, услуги социального характера.

В Югре действуют благоприятные налоговые режимы, например, по налогам на имущество и на прибыль, стимулирующие проведение разведочных работ и развитие новых производств. Общий объем государственной поддержки инвестиционной деятельности по всем направлениям, в том числе связанным с налоговыми преференциями, только в прошлом году составил в Югре более 27,5 миллиарда рублей.

— Инвесторам нужны гарантии безопасности их вложений. Правительство Югры в состоянии их предоставить?

— Права инвесторов закреплены Федеральным законом от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений». Исполнительными органами государственной власти автономного округа приняты все возможные меры, направленные на соблюдение указанных прав.

— Одним инвесторам нужна быстрая разовая прибыль, другим — постоянная. Принципиально ли для властей округа, какой инвестор придет: с разовой инвестицией или долгосрочной?

— Инвестиционная политика Югры, в первую очередь, направлена на привлечение долгосрочных инвестиций. С этой целью нормативными правовыми актами автономного округа установлен исчерпывающий перечень форм государственной поддержки инвестиционной деятельности, обеспечивается благоприятный налоговый климат. Кроме того, на территории автономного округа осуществляют свою деятельность организации инфраструктуры развития инвестиционной деятельности, которые работают непосредственно с хозяйствующими субъектами.

— Президент РФ Владимир Путин ставит задачу увеличения доли высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП к 2020 году в полтора раза. Готов ли округ произвести соответствующее увеличение в региональном валовом продукте и за счет каких конкретно высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей это может быть сделано в принципе?

— Предложение В. Путина о необходимости диверсификации экономики является обоснованным и обусловлено особенностями предшествующего развития страны в последнее десятилетие. Тогда основная доля поступлений в государственный бюджет обеспечивалась высокими ценами на энергоносители.

Развитие и современное состояние экономики Югры в существенной мере определяется тенденциями, складывающимися в региональном топливно-энергетическом комплексе. В 2013-2015 гг. доходы, поступающие от пользователей недр, составят более половины бюджета автономного округа. Будущим Югры, как и России в целом, еще долгие годы будет оставаться ТЭК. Но параллельно с развитием этого сектора экономики ставится задача развития высокотехнологичных отраслей и увеличения их доли к 2020 г. на 50 процентов.

К высокотехнологичным и интеллектуальным отраслям относятся производство синтетических материалов, робототехника, информатика, биотехнология, астронавтика, а также фармацевтическая промышленность, производство компьютеров и офисного оборудования, теле- и радиоаппаратуры, электронных компонентов, приборостроение, авиакосмическое и общее машиностроение.

В рамках экономической политики должны быть созданы определенные условия, способствующие развитию этих отраслей. Доля их в экономике ХМАО в настоящее время мала. В условиях рыночной экономики государство лишь создает условия, а будет ли развиваться та или иная отрасль, зависит от бизнеса, от рентабельности. Поэтому нужно создать хороший инвестиционный климат, а дальше предприниматели сами найдут отрасли с потенциалом роста.

— В 1990-е годы широко обсуждалась тема переселения северян в другие регионы. Рассматривает ли правительство Югры проекты переселения сегодня, или этот вопрос окончательно снят с повестки дня?

— Действительно, тема переселения северян широко обсуждалась. Предлагалось использовать вахтовый метод, преимущества которого оче­видны. Это увеличение прибыли предприятий и, как следствие, рост доходов бюджета; снижение расходов на содержание социальной инфраструктуры и социальные программы; управление занятостью. Недостатки вахтового метода в основ­ном связаны с негативным воздействием на здоровье работников, а также на состояние семейно-родственных отношений.

Правительство автономного округа проекты массового переселения югорчан не рассматривало никогда. В прогнозный период до 2030 года, так же как и ранее, политика социально-экономического развития Югры будет направлена на развитие человеческого капитала округа и повышение качества жизни населения автономного округа.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру