Шахматы учат быть объективным

Так считает международный гроссмейстер Николай Кабанов — один из претендентов на участие во Всемирной шахматной олимпиаде в составе сборной ХМАО — Югры

Так считает международный гроссмейстер Николай Кабанов — один из претендентов на участие во Всемирной шахматной олимпиаде в составе сборной ХМАО — Югры
Международный гроссмейстер Николай Кабанов

Ко Всемирной шахматной олимпиаде, которая будет проводиться осенью этого года в Ханты­Мансийске, усиленно готовятся не только ее организаторы. Сейчас активная подготовка идет и у самих спортсменов, для многих из которых участие в Олимпиаде — вопрос не только престижа, но и дальнейшего профессионального роста и развития.
О том, как готовятся спортсмены Югры к предстоящим всемирным соревнованиям, какие надежды с ними связывают, чем живут и как отдыхают, корреспонденту "МК"­Югра" рассказал один из претендентов на участие во Всемирной шахматной олимпиаде, международный гроссмейстер Николай Кабанов.

Тридцатилетний Николай Кабанов — трехкратный чемпион Тюменской области, двукратный чемпион УрФО, неоднократный финалист чемпионата России, участник Высшей лиги чемпионата России среди мужчин, член Олимпийской сборной ХМАО — Югры, участник Кубка мира 2005, 2007, 2009 годов, международный гроссмейстер (2009 г.), тренер шахматно­шашечного клуба "Белая ладья" (г. Сургут).


Удивить соперника


— Николай, начнем издалека. Как давно вы занимаетесь шахматами и почему решили сделать шахматы своей профессией?


— Серьезно заниматься шахматами я начал с 13 лет. Тогда я учился в гимназии­лаборатории Салахова, и там стали вводить урок шахмат. Учитель, который вел этот урок, меня заметил и предложил мне заняться шахматами "вплотную". И я согласился. Шахматы меня так увлекли, что я почти все время занимался только ими — по шесть­семь часов в день.


После года занятий шахматами я уже выполнил первый разряд (а это мало кому удается). Нужно сказать, что я довольно поздно начал заниматься. Оптимальный возраст для начала занятий шахматами — семь­восемь лет, поскольку очень важно заложить фундамент именно в детстве — потом проще играется. Еще через два года я стал кандидатом в мастера спорта. Занимался много — и с тренером, и самостоятельно. Помню, мне это очень нравилось, я прямо болел шахматами. Мне очень хотелось выигрывать!


— Как вы сейчас готовитесь к участию в Олимпиаде?


— Во-­первых, я ежедневно обязательно просматриваю в Интернете все мировые турниры по шахматам и изучаю все партии, которые состоялись в рамках этих турниров. Например, не так давно завершился матч в рамках Первенства мира между Веселином Топаловым и Виши Анандом. Выиграл, как вы наверное знаете, Ананд. Я просматривал их партии. Отслеживал, какие новшества они применяли. Анализировал ход их мысли.

Во­-вторых, я стараюсь участвовать во всех турнирах, которые проводятся в Югре и, в частности, в Сургуте. И в­третьих, выполняю определенные задания, которые дает наш тренер — бывший чемпион мира по шахматам Александр Халифман. Поскольку он живет в Санкт­-Петербурге, мы поддерживаем связь через Интернет.
Пока это обычный режим тренировок. А вот примерно за месяц до начала Олимпиады он станет усиленным. Тогда, плюс к тому объему работы, о котором уже сказал, начну еще и повторять все то, что уже было придумано и использовано в различных партиях разными игроками.


В шахматах же очень много можно придумать своего. Шахматы пока еще себя не исчерпали, идет их развитие, и пока можно смело придумывать свои собственные решения, комбинации. И если противник впервые видит данный вариант хода, то это большой плюс. В таких ситуациях соперник может прийти в замешательство и допустить ошибку. И благодаря даже одному такому удачному ходу можно выиграть.


Ведь как идет борьба? Сидят, допустим, друг напротив друга два гроссмейстера, которые знают все, что уже было придумано. И шансы выиграть больше у того, кто сможет удивить соперника. Конечно, лучше всего придумывать что­то заранее, поскольку в момент игры это редко удается сделать — игроки ограничены во времени.


В такой работе очень помогает компьютер. На сегодняшний день созданы достаточно серьезные компьютерные программы, которые могут анализировать позиции. С ними, конечно, уже проще. Но это с одной стороны. А с другой — компьютер еще не научился мыслить стратегически и не может просчитать все позиции до конца, тогда как я просто знаю, что в определенных позициях исход игры уже известен. Компьютеру приходится помогать — "объяснять" ему, какие ходы стоит просчитывать, а какие — нет. И если эту "машину" направить в нужное русло, то помощь ее может быть очень ценной.


Вся наша жизнь — игра?


— Скажите, шахматы помогают вам в жизни?


— Откровенно говоря, я не могу сказать, что успешное решение той или иной жизненной задачи связано исключительно с занятиями шахматами. То есть шахматы помогают в жизни не столь сильно, как, может быть, принято думать. Но ход мысли человека, занимающегося шахматами, все­таки несколько отличается от хода мысли других людей. В первую очередь, занятия шахматами учат объективности. Они учат видеть свои ошибки. Ведь в шахматах важно вовремя понять, что ты ошибся, и перейти, например, от наступления к обороне. И в жизни также. Уметь признать свою ошибку — качество, которым сегодня мало кто обладает. В шахматах важно правильно оценить свою позицию по сравнению с позицией противника. И уже от оценки этой позиции строить собственный план: атаковать или обороняться. Согласитесь, в жизни такое качество — правильная оценка собственной позиции — не может не помогать.

 
И еще один плюс в занятиях шахматами — тренировка памяти. Поскольку приходиться запоминать достаточно большой объем информации, то шахматы очень хорошо тренируют память.


— А есть ли у вас кумир в шахматах, или пример для подражания по качеству, манере игры?


— Я учился на партиях Александра Алехина. Это первый русский (и четвертый в мировой истории) чемпион мира по шахматам. У него была очень универсальная манера игры: он мог хорошо играть и в сложных, и в простых позициях. В детстве мне особенно нравилось то, что у него много ярких комбинаций. Позже я понял, что он и стратегически прекрасно мыслил. Вот он и есть мой кумир.


— Что вы ожидаете от участия в Олимпиаде и что даст лично вам это участие?


— Для меня участие в подобном мероприятии очень престижно, так как в этом году шахматная олимпиада проходит в России, и к тому же в Ханты­Мансийске. Для меня будет честью выступать за сборную нашего округа. Конечно, хочется показать высокий результат, и я буду очень стараться, отдам все силы.


— Вы знаете, кто будет вашими соперниками на Олимпиаде?


— Нет. Сильные команды, конечно, известны, но с кем именно предстоит состязаться сборной ХМАО — Югры, я сейчас сказать не могу. Нашу команду, кстати, я тоже не считаю слабой. Участие в Олимпиаде тем и интересно, что команды разнородные, отличаются по своему уровню и степени подготовки. Поэтому у каждой есть шанс победить.


Школа гроссмейстера Кабанова


— Расскажите о вашей тренерской работе: как давно вы занимаетесь с детьми?


— С детьми я начал работать 11 лет назад. В 2009 году в сургутском шахматно­шашечном клубе я сформировал группу, осенью этого года проведу второй набор ребят. В дальнейшем на базе этих групп я планирую открыть свою школу "Гроссмейстера Кабанова". Моя цель — вырастить чемпионов. Какие новшества я решил ввести в тренерскую деятельность? Во­первых, в группе должно быть пять­шесть человек максимум. Если ориентироваться на массовость, на группы не менее 15 человек, то серьезных результатов достичь сложнее. Ведь чем меньше человек в группе, тем больше внимания каждому я могу уделить, тем ровнее результат и, в итоге, эффективнее занятие.

— С детьми я начал работать 11 лет назад. В 2009 году в сургутском шахматно­шашечном клубе я сформировал группу, осенью этого года проведу второй набор ребят. В дальнейшем на базе этих групп я планирую открыть свою школу "Гроссмейстера Кабанова". Моя цель — вырастить чемпионов. Какие новшества я решил ввести в тренерскую деятельность? Во­первых, в группе должно быть пять­шесть человек максимум. Если ориентироваться на массовость, на группы не менее 15 человек, то серьезных результатов достичь сложнее. Ведь чем меньше человек в группе, тем больше внимания каждому я могу уделить, тем ровнее результат и, в итоге, эффективнее занятие.


Нужно, чтобы всем ученикам в группе было интересно, чтобы лекция, которую я читаю, была бы понятна всем, чтобы все могли решать задачи примерно одной сложности. Тогда ребята не будут отвлекаться, скучать.


Сейчас я заканчиваю учебный год с группой из шести человек. Все они пришли ко мне осенью прошлого года, имея четвертый разряд по шахматам. Сейчас у меня один перворазрядник (ему 13 лет), остальные имеют второй или третий разряд.


Также за время тренерской работы у меня сформировалась своя методика обучения и программа, как мне кажется, очень эффективная.
Что касается заданий на дом, то обязательных домашних работ я не задаю. Я даю только рекомендации — кому и что лучше повторить. Но те ребята, которые хотят достичь значительных успехов, безусловно, должны заниматься еще и дома. Без этого никак!


— Как вы считаете, нужно ли вводить в школах обязательное занятие шахматами?


— Я думаю, это было бы неплохо. Конечно, это не повредило бы общему развитию ребенка. Но я рассуждаю еще и с той точки зрения, что такие занятия помогли бы обнаружить действительно одаренных к шахматам детей. Потому что талант важен в любом деле, и в шахматах в том числе.

— Своего ребенка будете учить шахматам?


— Только если у ребенка будет такое желание. Заставлять, убеждать в том, что шахматы обязательно нужны — не буду ни в коем случае. Я вообще считаю неправильным, когда родители заставляют своих детей заниматься шахматами якобы потому, что такие занятия полезны. Но если шахматы даются ребенку с трудом, если ему скучно и не интересно на занятиях, лучше перестать ими заниматься. Потому что в таком случае ребенок не развивает свой талант (ведь все дети талантливы!), который мог бы проявиться где­то в другой области. Может быть, из него получился бы хороший музыкант? Или он мог бы заняться каким­то другим видом спорта. Насильственные занятия вредны. И ребенок, когда вырастет, может не понять родителей.


— Как вы любите отдыхать, есть ли у вас хобби?


— Хобби есть, но оно... очень похоже на шахматы. Я увлекаюсь стратегической интернет­игрой в стиле фэнтэзи. Собираюсь даже поехать на чемпионат России, который проводится в том числе и по этой игре. Я уже принимал участие в подобном чемпионате России в прошлом году. Занял 15 место, а всего участвовало 200 человек.

Справка МК
В рамках Олимпиады в Ханты­Мансийске соберутся спортсмены из более чем 150 стран мира, всего свыше полутора тысяч участников. К примеру, на международных соревнованиях по биатлону представлено обычно 30­40 стран.

Справка МК
Точно известны имена двух спортсменов мужской сборной команды Югры по шахматам, которые примут участие во Всемирной шахматной олимпиаде. Это Дмитрий Яковенко (родился и вырос в Нижневартовске, сейчас проживает в Москве) и Сергей Рублевский из Кургана. Всего в основном составе мужской сборной ХМАО — Югры — пять спорт­сменов (четыре участника и один запасной).

Справка МК
Шахматная олимпиада — командное соревнование шахматистов стран и территорий — членов ФИДЕ. Проводятся с 1927 года. В качестве главного приза разыгрывается переходящий золотой кубок Гамильтона­Рассела и каждый участник команды получает золотую медаль. Каждый матч проводится на четырех досках. До 1939 года в олимпиадах участвовали преимущественно шахматисты европейских стран.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру